Школа начинающих журналистов

Школа начинающих журналистов 



ПРОГРАММА «Азбука журналистики»

Программа, в общих чертах, знакомит учащихся с профессией «журналист», с проблемами и основными методами работы в современной журналистике. Имеет практическую направленность. Она поможет интересующимся журналистикой подросткам уже на раннем этапе изучения профессии «попробовать свое перо», а именно, используя свои теоретические знания, на практике получить собственный «творческий продукт» (первую статью, репортаж, интервью) и поместить его в рубрике «Проба пера» газеты «Откровение».

Программа состоит из комплекса предметов:

1. "Введение в профессию" - предмет введен с целью:

  • познакомить учащихся с журналистскими профессиями сферы средств массовой информации, с их особенностями и путями развития;
  • дать представление о задачах, видах и характере деятельности;
  • дать представление о структуре творческой личности журналиста.

2. Основы творческой деятельности журналиста - предмет введен с целью

· дать представление о формах и методах профессиональной работы журналистов;

· познакомить воспитанников с жанрами журналистики.

3. Проба сил и пера (практика журналистского творчества) - предмет введен с целью:

  • сформировать у учащихся начальные специальные практические умения и навыки создания самостоятельных журналистских произведений;
  • создать оптимальные условия для их творческой самореализации.

Если два первые предмета - теоретические, дают представление о профессии журналиста и ее особенностях, то предмет «Проба сил и пера» имеет практическую направленность и предоставляет возможность полученные теоретические знания использовать на практике, свои способности - реализовать в конкретной практической деятельности. Формы занятий: групповое проектирование, круглые столы, семинары-дискуссии.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов 144. Учебные группы формируются из учащихся 6-7-х классов. Занятия проводятся комплексно два раза в неделю по 2 часа (продолжительность 1 часа - 45 мин) с десятиминутными перерывами между занятиями. При этом первый час отводится на освоение теоретических предметов (Введение в специальность или Основы творческой деятельности журналиста), где учащимся предлагается изучить новый теоретический материал, а второй час - на практику журналистского творчества (предмет «Проба сил и пера»).

Программа допрофессиональной подготовки будущих работников печатных СМИ

В данной программе теория строго дозирована и тесно связана с практической деятельностью. Данная программа включает в себя 3 содержательных компонента:

Специфика печатных СМИ - предмет введен с целью:

  • познакомить учащихся с отдельными особенностями технологии журналистского творчества, присущими только печатным СМИ, с особенностями работы над материалом;
  • дать им представление об этапах работы над созданием номера газеты.

Начала редактирования вспомогательный предмет введен с целью:

· сформировать у учащихся практические навыки редактирования текста; познакомить их со всеми видами правки; научить выполнять самые простые виды правки.

Практика журналистского творчества - предмет введен с целью:

  • сформировать у учащихся специальные практические умения и навыки создания самостоятельных журналистских материалов и организации процесса предпечатной подготовки;
  • дать им возможность на практике освоить профессиональные технологии журналистского творчества.

Если первый предмет - теоретический, формирует представление о процессе работы над журналистским произведением, то предметы «Начала редактирования» и «Практика журналистского творчества» имеют практическую направленность, предоставляют учащимся возможность реализовать свои способности и использовать полученные теоретические знания в конкретной практической деятельности.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов 180. Занятия проводятся комплексно два раза в неделю по 2 и 3 часа (продолжительность 1 часа - 45 мин) с десятиминутными перерывами между занятиями. Недельная нагрузка на каждого учащегося в общем составляет 5 часов. Это обосновано тем, что учебные группы, в своем большинстве, формируются из учащихся, успешно освоивших программу «Азбука журналистики», а, значит, для них учебная деятельность в редакции газеты является продолжением изучения профессии журналиста. Кроме того, в учебные группы принимаются и учащихся 7-9-х классов общеобразовательных школ, имеющих высокий творческий потенциал, опыт работы в школьных СМИ и высокую степень мотивации.

Учащиеся, прошедшие полный курс обучения, и пожелавшие продолжить занятия журналистским творчеством на более высоком уровне, а также сохранить и усовершенствовать полученные на основном курсе умения и навыки, могут перейти в творческую группу. Целью занятий в такой группе является совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков и формирование навыков самостоятельного выпуска газеты.

«Творческая практика

в редакции газеты «Откровение»

(Творческая группа)

Газета «Откровение» начала выходить в мае 1995 года. В ноябре 1997 года газета была зарегистрирована в Восточно-Сибирском региональном управлении РФ по печати. А в 2006 году газета была зарегистрирована в реестре школьной прессы России. В 2008 году редакция газеты стала самостоятельным творческим коллективом. Юные журналисты работают над выпуском ежемесячных номеров газеты. Ежегодно редакция газеты участвует и побеждает в городских, областных, Всероссийских и международных фестивалях и конкурсах юных журналистов. Более 100 выпускников творческого коллектива стали профессиональными журналистами.

Редакция любой газеты – сложная система, от слаженности работы которой во многом зависит успешность издания, при этом каждый сотрудник не только выполняет свою особенную функцию, но и является частью команды, поэтому должен научиться сочетать свободу с дисциплиной.

Над выпуском газеты «Откровение» работают члены творческой группы и учащиеся базового курса, которые лишь пробуют свои силы, пишут отдельные материалы, темы для которых определяются главным редактором (педагогом). Учащиеся творческой группы разрабатывают концепцию номера, являются руководителями рубрик, самостоятельно выбирают темы или проблемы для создания материалов, планируют встречи, интервью, опросы, посещение каких-либо мероприятий, готовят иллюстративный материал. Итогом слаженной работы является ежемесячный выпуск газеты.

Данная программа рассчитана на 1 год и составляет: Работа в редакции - 1 час в неделю, Работа над материалами - 2 часа в неделю. Занятия проводятся один раз в неделю 3 занятия. Форма работы – групповая и звеньями. Программа адресована учащимся 15-18 лет.