Исследовательская деятельностьРабота творческой группы педагогов-руководителей исследовательской деятельностью учащихся Дворца
2022-23 учебного года В этом учебном году в состав творческой группы вошло 16 педагогов: Гончаровская Н.В., Климкович Е.Е., Пахоменко С.Н., Талыпова Т.В., Мутьева Е.А., Попова Н.А., Полякова Т.А., Сартакова Л.Н., Макарова О.А., Ковалевич О.В., Черных Е.Г., Кузьмина И.В., Кушнерчук С.И., Емшанова А.А., Погребская О.Н., Соломина Е.С., руководителей исследовательской деятельности:26 учащихся Дворца. Педагогами были разработаны индивидуальные образовательные планы к дополнительной общеразвивающей программе «Исследовательская и проектная деятельность»: 13 – стартового уровня, для учащихся занимаются исследовательской деятельностью 1-й год; 11 – базового уровня, учащиеся занимаются исследовательской деятельностью 2-3 год; 2 – продвинутого уровня, учащиеся занимаются исследовательской деятельностью более 3 лет и готовы самостоятельно организовывать свою деятельность под руководством педагогов.В ИОП определены цель, задачи обучения, календарный учебный план, который определяет взаимодействие педагога и учащегося по выбранной теме исследования. Индивидуальные планы отличаются целями, задачами, результатами, графиком ученого / творческого процесса в соответствии с выбранным уровнем обучения. Работа творческой группы проводится в соответствии с планом, утвержденным приказом директора Дворца.
В течение 2022-2023 учебного года была проведена следующая работа. 1. Состоялось 2 заседания творческой группы педагогов, руководителей исследовательской деятельности учащихся, в полном составе в форме ворк-шоп по темам: «Представление и обсуждение тем исследовательских работ учащихся на 2022-23 учебный год»; «Подведение итогов реализации индивидуальных планов и программы» и 5 заседания для начинающих педагогов-руководителей, в форме семинаров-практикумов по темам: «Исследовательская работа. Особенности написания», «Исследовательская работа. Методы, цель, задачи исследования», «Информационная и коммуникативная компетенции юных исследователей», «Оформление исследовательских работ: тонкости вопроса», «Как помочь учащемуся подготовиться к представлению своей исследовательской работы».
2. Организована работа с юными исследователями. 2.1. Библиотечный интенсив «Правила составления библиографического списка».Темы: 1. Интерактивная беседа: «Все начинается с вопроса. Источники информации». 2. Лекция: «Правила оформления списка литературы». 3. Практическое задание: «Найдите ответ на вопрос. Составь библиографическую запись источников информации». 2.2.Профильная смена для юных исследователей была организована на базе Дворца творчества и проходила в дни с 29.10.2022 по 03.11.2022 г. В мероприятиях программы интеллектуальных мероприятий погружения в исследовательскую деятельность участвовали 15 учащихся Дворца. В течение работы смены были проведены 4 образовательно-интеллектуальных мероприятий:
Таким образом, в интеллектуальных мероприятиях были задействованы: 15 учащихся, 7 педагогических работников. 2.3.В заключительный день работы профильного лагеря 03 ноября 2022 г. в 14:00 состоялось традиционное мероприятие– праздник «Посвящение в юные исследователи Дворца». При подготовке к празднику все 26 учащихся -исследователя подготовилисвои презентации«Визитная карточка темы исследовательской работы», из которых был создан видеоролик. На празднике новички проходили испытания, которые проводили для них Гипич Катя, Горбатова Арина, Телешун Марина Николаевна и Ветвицкая Анастасия Александровна. Были представлены мультфильм «Как появились одаренные дети», видео флешмоба. Начинающие исследователи дали клятву исследователей. Всем учащимся-исследователям Дворца были вручены подарки: дневник исследователя. На празднике присутствовали: 24 учащихся, 1 родитель, 15 педагогов-руководителей, 5 сотрудников информационно-методической службы. Всего 45 человек. На сайт Дворца подготовлен материал по празднику «Посвящение в юные исследователи Дворца». Положительные отзывы и активное участие ребят во всех мероприятиях лагеря подтверждают, что профильная смена была познавательной, интересной, нужной и весёлой. 2.4. Проведен 11 февраля 2023 г. Смотр информационной и коммуникативной компетентностей юных исследователей Дворца по теме: «Профессии. Герои в профессиях – пример для подрастающего поколения». Приняли участие в очной форме 18 учащихся и 9 марта 2023 г.– 8 учащихся. Смотр проходил на двух площадках, где юные исследователи работали в парах, выполняя предложенные им задания. Всего было разработано 4 вида заданий для возрастных категорий учащихся: 6-7 лет, 9-10 лет, 11-13 лет, 14-15 лет.Учащимся было предложено на время стать журналистами и подготовить рассказы по теме Смотра, сопровождающиеся визуальным сопровождением (оформление стенда на формате А3 – графики, диаграммы, рисунки и т.д.). Для работы им были предложены печатные источники информации, так же возможности интернет источников. Результатом работы стали представления учащихся о профессиях, распределение профессии на современные и профессии будущего, рассуждение о героизме в разных профессиях и примеры героизма, которые были представлены «редакторам» - сотрудникам информационно-методической службы. Все учащиеся успешно справились с заданием, репортажи были интересные, информативные, патриотические.Юные исследователи были награждены сертификатами участников образовательного события «Смотр информационной и коммуникативной компетентностей». 2.5. Проведены предварительные слушания 26 юных исследователей по графику с 09 по 17 марта. Даны рекомендации по доработке исследовательских работ. 2.6. Проведена Региональная учебно-исследовательская конференции «Мир открытий, творчества и достижений» 14 апреля 2023 г. Приняли участие 61 учащийся в возрасте от 7 до 17 лет и 43 педагога из 13 муниципальных образований – это города: Иркутск, Братск, Киренск, Свирск, Железногорск-Илимский, Зима, Тулун; районы: Иркутский, Братский, Усть-Илимский, Заларинский, Чунский, Куйтунский. От Дворца творчества свои исследовательские работы представили 26 учащихся 16 педагогов ДО. Для экспертной оценки исследовательских работ были приглашены 23 компетентных членов экспертной комиссии – это руководитель структурного подразделения, педагоги дополнительного образования эколого-биологического центра, преподаватели Братского музыкального училища, Братского педагогического колледжа, Братского медицинского колледжа, Братского целлюлозно-бумажного колледжа, заведующий художественного выставочного зала Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары, заместители директора по УВР, учителя школ города №5, 32, 30, 40, музыкальный руководитель ДСКВ №110 и педагог-психолог ДСКВ №120, а также, члены детского городского парламента. От Дворца экспертами выступили Чертова Г.В. и Игнатенко Н.А. Работа конференции проходила в 5 очных секциях и 3 дистанционных. Всем очным участникам конференции вручены сертификаты участников, Дипломы победителей. Результаты по учащимся Дворца: участников – 15 человек, победителей – 11 учащихся. Победители по секциям:
3. В течение 2022-23 учебного года юные исследователи Дворца приняли участие в конференциях различного уровня:
Выводы: Количество руководителей остается стабильным. В этом году в творческую группу вошли 3 новых педагогов и 4 педагога, работающие в данном направлении 2-3-ой год. Поэтому было уделено особое внимание на сопровождение педагогов, как через групповые семинары-практикумы, так и индивидуальные консультации. Качество содержания исследовательских работ остается на среднем уровне у начинающих руководителей и на высоком уровне у опытных руководителей, что связано с интересными темами работ. Все педагоги сопровождают учащихся, используя практику индивидуальных занятий, а педагог Талыпова Т.В. для учащейся продвинутого уровня через консультационные часы. В этом учебном году была продолжена апробация новой дополнительной общеразвивающей программы «Исследовательская и проектная деятельность», в рамках которой педагоги разработали индивидуальные образовательные планы для учащихся стартового, базового и продвинутого уровней обучения. В программе предусмотрены часы на аудиторную работу с педагогом, на самостоятельную работу, на групповые занятия по погружению в исследовательскую деятельность и развитие компетентностей, на мониторинг. Применялись такие формы организации мероприятий погружения в исследовательскую деятельность и развитие исследовательской компетентности, как – хакатон, квест-игра, научная лаборатория, флешмоб. Форма проведения Смотра – парная работа. В 2022-23 учебном году 30 юных исследователей этого и прошлых учебных годов представили свои исследовательские работы на 5 конференциях и конкурсах городского, регионального, Всероссийского уровней в очной, заочной или дистанционной формах. Всего за 2022-2023 уч.г. участий в конференциях – 48, из них Победителей – 25. Результативность 52% - это на 16% выше чем в 2021-2022 учебном году, что свидетельствует о высоком качестве исследовательских работ и уровне преподавания педагогов. В 2023-2024 учебном году планируется продолжить реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Исследовательская и проектная деятельность», в рамках которой рекомендовать педагогам разработать индивидуальные планы для учащихся и выбором актуальных тем исследования; продолжить расширять географию участия в конкурсах и конференциях различного уровня, сохраняя количество и качество участия. Рекомендовать педагогам более тесное сотрудничество с библиотекой Дворца для повышения качества подготовки исследовательских работ учащихся. |