В помощь педагогам

19.02.2021

Рекомендации для педагогов: Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога дополнительного образования.

Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования, является актуальным, так как сохранение здоровья подрастающего поколения - самая насущная проблема государства. А учреждения дополнительного образования - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни детей.

В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

  • санитарно-гигиенические,
  • психолого-педагогические,
  • физкультурно-оздоровительные.

Безусловно, применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:

  • Критерии санитарно-гигиенические- это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете.
  • К психолого-педагогическим критериям прежде всего относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
  • Физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В процессе работы на занятиях у ребёнка может развиваться утомление. Продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, что безусловно влияет на состояние здоровья ребёнка. А если учесть ещё, что кроме наших занятий дети учатся в школе, то педагог всё это должен иметь в виду.

Здоровьесберегающие технологии всё больше и больше входят в число эффективных методов работы с детьми и помогают достижению максимально возможных успехов в оздоровлении детей. Не требуя особых усилий и педагога и ребёнка способствует оздоровлению всего детского организма. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему учебного процесса, создавая психологический комфорт на занятиях, предусматривающий «ситуацию уверенности в своих силах». Кроме того альтернативные методы и приёмы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а так же показателя заболеваемости детей.

Существует огромное количество различных упражнений.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – вот только некоторые моменты оздоровления, для которых педагог должен найти место и время в ходе проведения занятий.

Педагоги, занимающиеся вокалом, с успехом могут использовать артикуляционную гимнастику. Регулярное выполнение упражнений поможет:

· Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их интервацию (нервную проходимость)

· Улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк.

· Уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Для тех учащихся, которые занимаются в объединениях, требующих большой речевой нагрузки (театр, иностранные языки), большие возможности в поддержании здоровья представляет дыхательная гимнастика. Она является не только важной для развития правильного дыхания ребёнка, но и помогает в профилактике простудных заболеваний. Дыхательные упражнения помогают:

· Развить речевое дыхание, увеличить его объём и глубину, силу и выносливость дыхательных мышц.

· Координировать и ритмизировать дыхательные движения,

· Улучшить функциональную деятельность всех органов и систем организма.

Сегодня востребованы детские объединения в которых ребёнок напрягает своё зрение: бисероплетение, различные швейные и вязальные и други е объединения. Мы должны помнить о том, что глаза ребёнка должны отдыхать. В этом нам поможет зрительная гимнастика, которая должна стать нормой, правилом на занятии. Уделите внимание упражнениям по профилактике нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Этим же детям необходим и массаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, ведущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж мышц предплечья, кистей и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение.

На занятиях можно успешно использовать элементы су-джок терапии, целью которой является нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых зон областей в коре головного мозга. Су-джок акупунктура (су – кисть, джок - стопа), - одно из последних достижений восточной медицины. Су-джок – это специальное приспособление, шарики-ёжики и колечки –ёжики. С их помощью очень удобно массировать ладошки и пальцы для благотворного влияния на весь организм.

Нас окружает множество вещей, которые мы с успехом можем использовать для этих целей. Ребристый простой карандаш прекрасно можно покатать между ладошками, чтобы помассировать их. Он сделает это не хуже специальных приспособлений.

Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, который отвечает за голову. Массаж необходимо проводить до появления тепла.

Совет педагогам: в разговоре дети вертят в руках какие-либо предметы, не следует вырывать их из рук – так организм ребёнка сбрасывает возбуждение.

Возьмём обычные детские скакалки. Обратите внимание. Когда ребёнок прыгает через скакалку, то рука вращается против часовой стрелки. Это способствует развитию графо-моторных навыков.

Содружественные взаимодействия руки и языка – биоэнергопластика. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Эти упражнения нормализуют мышечный тонус и переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными и помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Надо не забывать, что существенное влияние на состояние здоровья детей оказывает воздушно-тепловой режим помещения. Поэтому после любого занятия (индивидуального, группового) обязательно проводить проветривание помещения в отсутствии детей.

Аурокулотерапия – системное воздействие на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие оказывается путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.

Однажды Страдивари пришёл к Амати и сказал: «Я хочу делать скрипки». На что Амати ему ответил: «Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей рождают и выращивают».

Очень многое зависит от нас – педагогов. Станет ли ребёнок с нашей с вами помощью, той скрипкой, которая до сих пор ценится во всём мире на вес золота.

По страницам журнала

«Дополнительное образование и воспитание»

Подготовила педагог-психолог Телешун М.Н.  


Возврат к списку