Поддержка психолога

17.12.2021

Мотивация обучения младших школьников

Младший школьный возраст – это начало становления мотивации обучения. Этот этап развития ребёнка характеризуется тем, что он впервые включается в новую важную социально значимую деятельность.

Познавательные мотивы развиваются и изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к определённым фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам и интересу к способам приобретения знаний.

Социальные мотивы развиваются от общего понимания социальной значимости обучения , с которым ребёнок приходит в первый класс к более глубокому осознанию причин необходимости обучаться, к пониманию смысла обучения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными.

Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребёнка получить главным образом одобрение педагога, уже появляется желание занять определённое место в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и наивном проявлении.

Целеобразование в этом возрасте характеризуется тем, что ребёнок уже готов к принятию целей, заданных педагогом, он научается определять важность и последовательность целей как на занятии, так и при самостоятельной организации своего времени, может уже самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к основной цели., поставленной педагогом. Например, может назвать этапы работы, а так же определить средства достижения этих промежуточных целей.

Слабость же процессов целеобразования, неумение выполнить требование педагога являются одной из причин отрицательного отношения к занятиям. В этом случае педагогу важно соотносить свои требования к каждому обучающемуся с реальными возможностями его произвольного поведения. Нельзя пренебрегать и игровыми ситуациями в обучении, в которых развивается способность ребёнка к постановки цели и её реализации.

Эмоции, связанные с обучением в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение. В ходе обучения положительные эмоции возрастают по мере овладения обучающимися средствами и способами учебной деятельности, в процессе осознания каждым ребёнком соответствия своего поведения к требованиям удовлетворения от этого. Отрицательные же эмоции тоже уменьшаются в прямой зависимости от уровня сформированности учебной деятельности ребёнка, формирования у него мотивов, адекватных учебной деятельности.

По мере становления познавательных интересов обучающихся младшего школьного возраста эмоции в ходе обучения изменяются в сторону их содержательности и устойчивости. Актуализации эмоций способствуют дидактические игры, эмоционально захватывающие ребёнка и стимулирующие постановку им самостоятельных целей обучения.

Таким образом младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы. Главное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться».

Составила

педагог-психолог Телешун М.Н.


Возврат к списку