Новости информационно-методической службы

 

Организация исследовательской работы как основа формирования спортивно- технической предпрофессиональной ориентации учащихся

«Организация исследовательской работы как основа формирования спортивно- технической предпрофессиональной ориентации учащихся» Автор: Лучинин А.В., педагог дополнительного образования МАУ ДО «ДТДиМ» МО г. Братска высшая категория, мастер спорта СССР по авиамодельному спорту Авиамоделирование – один из видов детского технического творчества, оно имеет предпрофессиональную ориентацию. Это – первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов и просто умелых людей с «прямыми» руками как выразился один мальчик. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, различными материалами и инструментами, конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся познают современные, передовые технические решения. Они приобретают очень полезные в жизни практические навыки, которые могут пригодиться в последующей взрослой жизни и профессиональной деятельности. Программа «Авиамоделирование» авторская, направлена на конструирование и запуск так называемых «Свободнолетающих» моделей планеров и самолетов с последующим переходом на радиоуправление. Программа трехступенчатая: первая ступень – простейшие модели; вторая ступень – модели школьного класса; третья ступень – модели чемпионатного класса для выступления на соревнованиях любого ранга вплоть до международных. Программа создавалась, шлифовалась и апробировалась десятилетиями, что позволило выстроить стройную систему подготовки юных спортсменов-авиамоделистов, которые на областных соревнованиях по авиамодельному спорту постоянно занимают лидирующие позиции. Наши выпускники уходят в жизнь уверенными в том, что знания, умения, навыки, полученные на занятиях, будут иметь применение в течение последующей жизни. Некоторые продолжают совершенствовать свои результаты в большом взрослом спорте, становятся мастерами спорта, некоторые переходят в разряд «хоббистов», которые с удовольствием следят за новинками и достижениями наших чемпионов-авиамоделистов. А достижения значительны и велики: так ангарчанин Кайчук Артур в этом году выиграл чемпионат Европы, кубок Мира, чемпионат нашей страны. Он шел к этому с детских лет, на наших глазах, и вот грандиозный успех. Занятия в авиамодельном творческом объединении – это практически уроки технологии в увлекательной форме. Сделанная модель обязательно должна летать, пролетать определенное расстояние или держаться в воздухе определенное время. Это условие перехода на следующую ступень обучения. Надо видеть счастливые лица детей, когда им удается сдать так называемый «зачет» когда модель долго держится в воздухе, как бы плавая в нем. В процессе обучения по программе «Авиамоделирование» выявляются наиболее заинтересованные, увлеченные, склонные к техническому мышлению и конструированию учащиеся. Возникла необходимость углубленной работы с такими особенными учащимися через организацию их исследовательской деятельности. Вот уже 5 лет как во Дворце организована работа с юными исследователями, которую возглавила группа педагогов. В эту группу вошли педагоги - стажисты, профессионалы своего дела, а также начинающие педагоги и педагоги, интересующиеся исследовательской работой с учащимися. Данные педагоги разработали программу организации исследовательской деятельности учащихся и положение об организации исследовательской деятельности, основной целью которых явилось создание системы работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности учащегося путем совершенствования его исследовательских способностей и развития исследовательско-поисковой активности. Данная программа отражает  особенности организации исследовательской деятельности в условиях дворца;  программно-методическое обеспечение;  организационно-методическую поддержку проведения различных коллективных мероприятий;  нормативно-документационное обеспечение;  работу с родителями учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью;  особенности работы с учащимися разных возрастных категорий  эта программа помогает педагогам грамотно руководить процессом развития учащихся в целом. Тематику исследований нам предлагает сама творческая работа, направленность творческого объединения. Ребята с удовольствием включаются в эту деятельность, проводят исследования над конструкциями моделей и их элементами, ищут причинно-следственные связи между условиями полета и деталями планера для улучшения качества полета. Придумывают и изготавливают испытательные стенды для снятия результатов испытаний, анализируют и делают выводы, применяют на практике в своих моделях. Выступая на областных городских конференциях по ИР ребята постоянно занимают призовые места, подкупая жюри точностью формулировок, знанием того о чем говорят, возможностью воспроизвести испытание на специальном стенде, доказательностью презентаций. Организуя исследовательскую деятельность как основу формирования спортивно-технической предпрофессиональной ориентации учащихся, был сделан уклон на формирование технических и инженерных компетентностей, необходимых составляющих профессиональной деятельности. Вся работа учащегося по исследовательской работе разделена на три этапа: 1. Организационно-подготовительный этап. Составление графика работы над темой исследования, определение темы, предмета и объекта исследования, выдвижение рабочей гипотезы, подбор источников информации. 2. Основной этап. Систематизация информации по теме – использование эмпирических методов исследования, создание стенда для проведения исследования, осуществление самого исследования, получение и корректировка результатов эксперимента. 3. Аналитический, заключительный этап. Подведение итогов работы. Обобщение результатов и формирование выводов. Сравнительный анализ полученных результатов. Оформление исследовательской работы и подготовка презентации проведенного исследования. Участие в различных учебно-исследовательских конференциях. В ходе обучения по программе, учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, принимают участие в мероприятиях Дворца, города и области. За период организации исследовательской деятельности, учащиеся изучали различные темы, имеющие непосредственную взаимосвязь как с занятиями по программе «Авиамоделирование», так и с формированием предпрофессионального технического опыта. Объектами исследований становились модели и явления, используемые в авиамоделировании и авиации. В процессе исследований проводятся эксперименты, направленные на решение поставленных задач. Большое внимание уделяется формированию умения находить информацию, выбирать главное и использовать учащимися в исследовательской работе, подготовке к публичному выступлению. Что можно отнести к показателями результативности исследовательской работы: 1. Исследовательская работа должна быть организована индивидуально, в паре или малой группе. При работе с юными исследователями необходимо использовать знания возрастных, индивидуальных и интеллектуальных особенностей учащихся. 2. В течение пяти лет исследовательской деятельностью занимались 11 учащихся 3. Все они с итоговым продуктом обязательно принимали участие в учебно-исследовательской конференции Дворца, 6 из них становились победителями. 4. Особенностью моей исследовательской работы заключается в том, что дети ежегодно выезжают на областные конференции и показывают там высокие результаты, 7 учащихся становились победителями и лауреатами. Считаю, что организация исследовательской деятельности является неотъемлемой частью работы педагога дополнительного образования и способствует предпрофессиональной ориентации учащихся Методическая продукция, созданная мною за предыдущий год 1. Программа ТО «Авиамоделирование» 2. Программа индивидуального обучения исследовательской деятельности учащегося. 3. Методическая разработка для учащихся по созданию метательного планера «Ласточка» 4. Методическая разработка для учащихся «Схематический планер» 5. Методическая разработка для педагогов «Формирование технологической компетентности учащихся в творческом объединении «Авиамоделирование» в системе дополнительного образования детей» 


 ноябрь, 2016 год

Возврат к списку