Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Детские страхи и как с ними бороться. Часть 2.

Детские страхи и как с ними бороться. Часть 2.

Все родители мечтают о том, чтобы их дети ходили в школу с удовольствием. Эмоциональная атмосфера, царящая в классе, влияет на настроение и успеваемость учащихся любого возраста. На психическое здоровье могут негативно повлиять ряд факторов, вызывающих школьные страхи у ребят.

БОЯТЬСЯ - ЭТО ПЛОХО?

Многие философы и историки изучали это понятие. Единого определения нет. Но все сходятся во мнении, что страх - это отрицательная эмоция. Это острое осознание угрозы жизни и благополучия. Опасность при этом может быть реальная или воображаемая.

Тревога - это инстинктивная защита от надвигающейся беды. Маленькие дети, не имея достаточного опыта, часто выглядят бесстрашными. Малыши с улыбкой пытаются потрогать горячий чайник или забраться на высокую лестницу. В этот период родители должны быть особо бдительны, ведь чувство опасности у младенца еще не сформировано.

С этой точки зрения страх - это необходимый кирпичик, участвующий в построении психики каждого здорового человека. Он имеет защитную функцию. Но есть и патологические формы тревоги.

СТРАХ ИЛИ ФОБИЯ?

Чтобы понять, как помочь ребенку школьного возраста преодолеть свои страхи, сначала стоит разобраться, с чем мы имеем дело. Здоровый страх - это естественный способ защититься от надвигающейся угрозы. Она конкретная и не предвещает ничего хорошего. У детей тревожное состояние уходит, как только проблема разрешена.

Если же человек боится чего-то постоянно, страх становится навязчивым, возникает фобия. Это болезненное состояние, работать с которым должен психолог. Ученый Захаров А.И. выделяет школьную фобию, при которой ученик испытывает панику при мысли о посещении школы. Но как понять, насколько деструктивен страх у детей школьного возраста? Прежде чем обращаться к специалисту, можно попытаться разобраться в этом самостоятельно. Возможно, опасения ребенка обоснованы, и никаких фобий нет.

ШКОЛЬНЫЕ СТРАХИ. КАКИЕ ОНИ?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

· Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, «завалят» проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

· Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

Есть известный «мандраж» детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

· Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

· Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника - боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

· Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

Страхи бывают разные по происхождению:

1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.

2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.

3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста - не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.

4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

ДИНАМИКА СТРАХОВ

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

· Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они помогают малышам быстрее ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

· Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

· Окончание первого класса

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

· Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

· Окончание средней школы. ЕГЭ.

ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

1. Доверительное общение ребенка и родителей.

2. Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.

3. Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

КАК УСПОКОИТЬ РЕБЕНКА?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении, и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4 упражнения и дыхание из йоги по преодолению страха

Брось якорь

Это упражнение поможет тебе избавиться от тревожных мыслей и прогнать страхи. Его можно делать в любом месте.

· Сядь прямо, ноги на полу параллельно друг другу.

· Выпрями позвоночник и почувствуй контакт со спинкой сиденья, сиденьем и полом.

· Сосредоточь внимание на сиденье. Положи руки под ягодицы и ощути стул, на котором сидишь.

· Представь, что стул соединен с полом и надежно закреплен в нем.

· Сделай глубокий вдох и представь, как твой страх при выдохе уходит сквозь стул в пол.

· Продолжай глубоко вдыхать, а выдохи постепенно делай продолжительнее.

· Выполняй упражнение, пока не почувствуешь, что расслабился и вернулся в реальность.

Дождись, когда суп остынет

Выдели пару минут и представь себе, как ты остужаешь суп в тарелке.

· Ты сидишь или стоишь прямо и в своем воображении держишь в руках тарелку с супом.

· Сделай вдох через нос, а потом выдохни через губы, сложенные трубочкой, как это обычно делают, чтобы подуть на суп и охладить его.

· Повтори упражнение несколько раз, пока не заметишь, что взял себя в руки и сконцентрировался.

Герой внутри тебя

Поза героя поможет тебе бросить вызов собственным страхам. Выполни следующее упражнение.

· Поставь ноги на ширину плеч.

· Левой сделай большой шаг назад. Ногу при этом выпрями, носок слегка выверни наружу, а внешнюю сторону ступни прижми к полу.

· Согни правую ногу, бедро параллельно полу, пятка крепко к нему прижата.

· Выпрями таз и вытяни руки вверх, ладони смотрят друг на друга. Сделай несколько вдохов и выдохов в этой позе, постоянно повторяя: «Я смело смотрю своим страхам в лицо!».

· Затем снова поставь ноги параллельно друг другу на ширине плеч.

· Повтори упражнение, проделав все по порядку, но начав уже с правой ноги.

· Поставь ноги вместе, закрой глаза и каждой клеточкой тела ощути чувство смелости и ясности.

«Ха» - дыхание

Страхи парализуют нас. Но если мы будем действовать уверенно и последовательно, то сможем освободиться от них. Иногда помогает громкий крик или глубокий громкий выдох. Это наш посыл страху: нас не запугать! Умелое сочетание обоих приемов воплощает в себе «Ха» - дыхание из йоги.

· Встань прямо, закрой глаза.

· Установи контакт между стопами и полом.

· Ответь на вопрос, от чего тебе хочется избавиться (например, от страха перед определенным человеком или ситуацией).

· Сделай глубокий вдох. На выдохе подними колено, обними его обеими руками и прижми к груди. Одновременно издай интенсивное громкое «Ха!».

· Снова поставь ногу на место. В момент произнесения «Ха!» ты отпускаешь чувство, от которого тебе хочется освободиться.

· Повтори упражнение с другой ногой.

· Сделай упражнение примерно десять раз в своем темпе - медленнее или, наоборот, быстрее. Ты увидишь, как с каждым «Ха!» тебе становится все лучше.

Из книги «Преодоление страха»

Продолжение следует…

Используемые источники:

1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.

3. Интернет.

С уважением, педагог-психолог

Куренкова Н.А.


Возврат к списку