Родителям на заметку. Рекомендации психолога.Влияние родительских установок на формирование личности ребёнкаВ отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами. Не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства. И чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Возникнув однажды, установка не исчезает, она находится в подсознании ребёнка и в какой то момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём, постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной жизни (рисование, лепка, пение ит.д.) Несомненно большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, трудолюбие, вера в себя и свои силы. Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся родительских установок. Важно знать те последствия, которые они могут иметь для личности ребёнка и научиться выдвигать контр установки. Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было как можно меньше, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Естественно список установок у всех разный и он может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Как часто вы говорите детям: · Я сейчас занят (а)… · Посмотри, что ты натворил?!! · Как всегда неправильно! · Когда же ты научишься?! · Сколько раз тебе можно повторять?! · Ты сведёшь меня с ума! · Что бы ты без меня делал?! · Вечно ты во всё лезешь! · Уйди от меня! · Встань в угол! Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. А эти слова ласкают душу ребёнка: · Ты самый любимый! · Ты очень многое можешь! · Что бы мы без тебя делали?! · Иди ко мне! · Садись с нами…! · Я помогу тебе… · Я радуюсь твоим успехам» · Чтобы не случилось, наш дом – наша крепость! · Расскажи мне, что с тобой… Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой и скучной. Иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и посочувствовать. Помните, что дети учатся жить у жизни: • Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя. • Если ребенка часто хвалят, он учится быть благородным. • Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. • Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей. • Если ребенок живет в обстановке принятия, он учится любить и находить любовь.
Материал подготовила педагог-психолог Телешун М.Н. |