Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами. Не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства. И чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Возникнув однажды, установка не исчезает, она находится в подсознании ребёнка и в какой то момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём, постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной жизни (рисование, лепка, пение ит.д.)

Несомненно большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, трудолюбие, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся родительских установок. Важно знать те последствия, которые они могут иметь для личности ребёнка и научиться выдвигать контр установки.

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было как можно меньше, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

Негативные установки

Позитивные установки

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя

исправьтесь

Не будешь

слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность

стереотипному поведению

"Будь собой, у

каждого в жизни

будут

друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка,

враждебное отношение к окружающим, отчуждение,

конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость

моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное

напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов

раздать…".

Низкая самооценка, жадность,

накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм

"Молодец, что

делишься с

другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в

психическом развитии, отсутствие

своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями

"А ты как

думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением,

неадекватная самооценка,

упрямство, повторение

поведения родителя

"Папа у нас

замечательный

человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать,

неумейка

Неуверенность в своих силах,

Низкая самооценка, страхи, задержки

Психического развития,

безынициативность, низкая

мотивация к достижению

Попробуй ещё, у тебя обязательно

получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность,

повышенное

психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть,

когда ты чист и

аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!"

(мальчику о девочке). "Негодник, все

мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой,

обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей,

"уход" в себя или "уход" от родителей.

« Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость,

безволие,

покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,

склонность к несчастным

случаям, подозрительность,

пессимизм.

Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет

хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них,

скрытность,

недоверие, озлобленность,

агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть и будешь то-о-лстая!»

Проблемы с излишним весом,

Больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) и т.д."

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя»

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы самоконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших»

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность,

боязнь старших,

несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения,

тревожность.

"Смелее, ты всё можешь

сам!".

"Всегда ты не вовремя, подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение

беззащитности, ненужности,

"уход" в себя", повышенное

психоэмоциональное

напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не

уступай, всем давай сдачи!".

Отсутствие самоконтроля,

агрессивность, отсутствие

поведенческой гибкости,

сложности в общении, проблемы

со сверстниками, ощущение

вседозволенности

"Держи себя в руках, уважай

Людей, учись договариваться!".

Естественно список установок у всех разный и он может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

· Я сейчас занят (а)…

· Посмотри, что ты натворил?!!

· Как всегда неправильно!

· Когда же ты научишься?!

· Сколько раз тебе можно повторять?!

· Ты сведёшь меня с ума!

· Что бы ты без меня делал?!

· Вечно ты во всё лезешь!

· Уйди от меня!

· Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

· Ты самый любимый!

· Ты очень многое можешь!

· Что бы мы без тебя делали?!

· Иди ко мне!

· Садись с нами…!

· Я помогу тебе…

· Я радуюсь твоим успехам»

· Чтобы не случилось, наш дом – наша крепость!

· Расскажи мне, что с тобой…

Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой и скучной. Иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и посочувствовать.

Помните, что дети учатся жить у жизни:

• Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

• Если ребенка часто хвалят, он учится быть благородным.

• Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

• Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

• Если ребенок живет в обстановке принятия, он учится любить и находить любовь.

Материал подготовила педагог-психолог Телешун М.Н.


Возврат к списку