Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Как родителям предупредить гаджет-зависимость у детей

Чтобы избежать компьютерной зависимости нужно ввести для ребёнка чёткий режим работы с компьютером.

Причины компьютерной зависимости у детей

Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Но когда ребёнок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

- отсутствует контроль со стороны родителей;

- ребёнок не умеет самостоятельно играть, организовывать свою игру;

- в семье существует дефицит общения, члены семьи занимают компьютером общение с близкими людьми;

- родители могут не осознавать взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним;

- ребёнку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где он бы чувствовал себя хозяином;

- он замкнутый, его не принимают сверстники;

- он не знает правил психогигиены, взаимодействия с компьютером.

Уровни компьютерной зависимости

Выделяют четыре стадии компьютерной зависимости:

1) Увлечённость на этапе освоения;

2) Состояние возможной зависимости;

3) Выраженная зависимость;

4) Клиническая зависимость.

Рассмотрим признаки стадий.

Первая стадия. Увлечённость на этапе освоения

Свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Он овладевает новой забавой, осваивает неизвестный, но необычайно интересный предмет. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идёт на убыль. Вскоре временной режим нормализуется, возникают периодические паузы, которые вызывают другие занятия и увлечения. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход ко второй стадии.

Вторая стадия. Состояние возможной зависимости

Характеризуется сильной погружённостью в игру, пребыванием за компьютером более трёх часов в день, снижением учебной мотивации, падением успеваемости. Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на препятствия, которые мешают игре. Любимая тема общения – компьютерные игры. Сужение круга общения, иногда нарушение сна.

Третья стадия. Выраженная зависимость

Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою очередь может уйти из дома или проводить время в игровых клубах, у друзей.

Он становится неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Может пропускать уроки. При этом обязательно снижается успеваемость.

Кроме того для этой стадии характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. Есть опасность перехода в четвёртую стадию, если ребёнок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером доходит до 16-18 часов в сутки.

Четвёртая стадия. Клиническая зависимость

Серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность – заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением , отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребёнок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. На данной стадии необходима помощь психиатра

Как определить стадию зависимости ребёнка от компьютера

Когда ребёнок играет за компьютером, надо обратиться к нему с просьбой. Например, «Помоги, пожалуйста, собрать рассыпать рассыпавшиеся бусинки».

А. Если легко откликается на просьбу, помогает, переключается на другое дело – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Если ребёнок откликается с 2-3 раза, неохотно выполняет просьбу, недоволен, огрызается – 1 стадия зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой или начальный этап второй стадии.

В. Если ребёнок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – это говорит о 2-3 стадии зависимости.

Если ребёнок вел себя по схеме Б или В, необходимо спустя время обратиться к нему с развёрнутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги. Мне одной не справиться. Нужна твоя помощь! Пожалуйста прервись». Если реакция аналогичная, у ребёнка компьютерная зависимость. В этом случае необходимо обратиться за квалифицированной помощью.

Четыре приёма профилактики компьютерной зависимости у детей

Придерживайтесь чёткого распорядка дня

Выделяйте ребёнку на «общение» с компьютером 30-40 минут в день. Старайтесь не поддаваться на его слёзы, капризы и жалобы. При этом реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, переключайте внимание на другие занятия.

Поощряйте и хвалите ребёнка.

В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не видят порой от своих родителей. Поэтому не скупитесь на похвалу даже за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми, замечать даже маленькие победы.

Будьте примером для подражания

Не нарушайте правила, которые сами установили для ребёнка. Проанализировать собственные зависимости – курение, алкоголь, телевизор, компьютер. Освобождение от своих зависимостей – лучший рецепт для профилактики зависимости ребёнка.

Контролируйте занятость ребёнка

Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры., приобщайте к играм своего детства. Придумайте и организуйте мероприятия для всей семьи: поход в театр, поездка за город, туристический поход, театральные постановки, семейные праздники.

Педагог-психолог Телешун М.Н. 


Возврат к списку