Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Как вести доверительную беседу с ребёнком о школе

Четыре правила.

Правило 1 Выберите подходящий момент

Начинайте разговор только тогда, когда вам действительно нужен детский ответ. Спросите себя: «Зачем мне нужен этот разговор? Какую информацию я хочу получить – узнать нечто новое, сравнить точки зрения, получить оценку каких-либо действий, сделать выбор?»

Помните, диалог получится конструктивным, если вы проявите искренний интерес к проблеме, признаете, что она имеет важное значение для ребёнка. Начинайте разговор не для того, чтобы удовлетворить собственное любопытство, а чтобы узнать неизвестную вам информацию.

Объясните ребёнку, что с её учётом вы определите дальнейшие действия и способы, как ему помочь , если возникли какие-то трудности и проблемы в учёбе или отношения со сверстниками. Определите для разговора достаточно времени. Не отвлекайтесь на телевизионные передачи, телефон или интернет. Внимательно слушайте ребёнка и стройте беседу с учётом его ответов.

Во время разговора оставайтесь во взрослой роли, не переходите на личности и не смешивайте собственную тревогу, недовольство. Не устраивайте из разговора допрос.

Правило 2 Создайте атмосферу для искреннего диалога

Чтобы создать атмосферу, которая будет соответствовать искренности, необходимо:

1. Озвучить ребёнку свои цели в предстоящей беседе, заверить его в конфиденциальности разговора;

2. Избегать критикующего и устрашающего тона;

3. Задавать вопросы прямо и недвусмысленно;

4. Активно слушать – смотреть на ребёнка , находиться в открытой позе: не скрещивать руки и ноги, развернуться к нему; не перебивать , кивать, использовать «угу-поддакивания»: о!, ого! Угу! И короткие поощряющие высказывания: «я и не знала», «ничего себе», «интересно», «понимаю».

Если вы чувствуете или точно знаете, что ребёнок лжёт, не давите и не обвиняйте. Вместо того, чтобы уличить во лжи, проявите интерес к его мнению: «я вижу, что тебе не просто говорить об этом, но я хочу понять, что можно сделать, чтобы…», «мне важно твоё мнение».

Правило 3 Правильно задавайте вопросы

Правильный вопрос активизирует ребёнка, заставляет его задуматься. Примеры активизирующих вопросов: «В чём , по твоему, плюсы и минусы…», «Что мне нужно знать о…», «Как мне реагировать на…», «Как ты думаешь…».

Правильно поставленный вопрос даёт ребёнку выбор, что сказать, а что нет: «Ты можешь назвать хотя бы три причины, почему…», «Можешь привести пример…». В нем нет скрытого подтекста, подвоха, он допускает любой свободный ответ, а не просто «да», «нет», «не знаю».

Правильно сформулированный вопрос направлен на получение прежде неизвестной информации о разных сторонах информации, о разных сторонах ситуации, которую родители обсуждают с ребёнком: фактах и событиях, которые относятся к ситуации, чувствах, желаниях и мотивах, сложностях и препятствиях; способах и средствах, которые помогут достичь желаемого.

Правило 4 Оказывайте эмоциональную поддержку

Если предмет разговора вызывает у ребёнка сильные или двойственные чувства, важно: слушать внимательно, давать договорить, не перебивать; поблагодарить за смелость, честность, оригинальность. Обязательно дайте обратную связь – скажите ребёнку, что вам было важно услышать его мнение. Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас в ответ на рассказ ребёнка. Если он что-то недоговорил, то не настаивайте на том, чтобы всё узнать и обсудить прямо сейчас. Заверьте ребёнка, что вы готовы вернуться к разговору, когда он этого захочет.

Педагог-психолог Телешун М.Н.


Возврат к списку