Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

О воспитании и обучении одарённых детей

Гений жаждет препятствий,

и препятствия создают гения

Ромен Роллан

Широко распространено представление о том, что одарённые дети должны поражать взрослых своими яркими способностями, невероятных для их возраста объёмом знаний, умений и пр. Однако распознать одарённого ребёнка непросто. Для этого нужна настоящая педагогическая интуиция, родительский талант либо серьёзная психологическая подготовка.

Понятие одарённость от «дар», «одарить, наделить чем-либо». В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна встреча ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, с семьёй, готовой эти возможности развить, с учителями, умеющими увидеть одарённость и не боящимися её, с окружением, которое поддержит. А такие встречи редки.

Вопрос о том, является ли одарённость врождённой или она приобретается (вырабатывется), в науке до сих пор открыт.

Уверовав в то, что способности развиваются в деятельности, родители с самого раннего возраста стараются записать ребёнка в как можно большее количество кружков. Если у ребёнка в школе с усвоением материала сложности, то панацеей в представлениях многих родителей являются дополнительные занятия и репетиторы. Толк от таких занятий бывает не чаще чем в одном случае из десяти. Знания у ребёнка может и появятся, а вот развитее способностей под вопросом. Иногда увеличение времени занятий приводит даже к ухудшению результатов.

Никакая деятельность, предлагаемая даже опытным педагогом сама по себе ещё ни у одного ребёнка не развила способностей. Исходя из многолетних наблюдений психологов за одарёнными детьми можно утверждать, что одарёнными ребёнка делает не столько врождённая склонность к какой-либо деятельности, сколько так называемый «познавательный интерес». А.Н.Леонтьев полагал, что «познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности»

Удовлетворение познавательного интереса – главная потребность одарённого ребёнка независимо от возраста , темперамента, здоровья и т.д. иначе говоря, именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка. Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие. Есть радость – задатки развиваются, нет радости – задатки так и останутся задатками, не развившись в способности и уж тем более не перерастая в одарённость. От длительных, безрадостных по принуждению или самопринуждению занятий, будет что угодно – отметки, похвала, даже знания и умения, не будет главного – способностей к этой деятельности.

Не будет преувеличением сказать, что потребность в познании является настоящим мотором в развитии способностей. Это связано не только с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, но и с тем , что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций - чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон – именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоции способности не удаётся развить за долгие часы напряжённой умственной работы. Природа позаботилась о человеке буквально с первого дня рождения, наделив его этой потребностью.

Жан Пиаже полагал, что познавательная потребность физиологически обусловлена и появляется раньше, чем такая важная потребность как потребность в общении.

Важнейшее из средств стимуляции познавательного интереса – климат в семье. Психологи давно обратили внимание на то, что одарённые дети, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: у всех здоровых детей генов вполне достаточно для проявления ярких способностей. Дело именно в атмосфере в семье, в системе её основных ценностей. В сходных социально-экономических условиях для одних семей именно потребительские интересы стали основными, а для другой, в любой политической и экономической обстановке главными остаются интересы духовные.

Очень многое в жизни ребёнка зависит от поведения родителей. Яркие познавательные интересы родителей оказываются более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность того, что ребёнок будет любить чтение, если его не любит мать, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребёнка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно просмотр телепередач – главный досуг, крайне высока. Климат в семье –принципиальная основа для развития познавательных потребностей.

Другой стереотип связан с представлениями о том, что все дети без исключения одарённые, или как минимум, способные. В этом случае важно иметь в виду следующее: бывает особая одарённость, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Здесь не обойтись без особых генов, без особых условий. Эти дети особые даже на взгляд неспециалиста: они по –другому, иногда с большими трудностями общаются, по другому живут, иногда очень однобоко, только интеллектуальными или творческими интересами.

Но есть и другие одарённые, так называемая «великолепная норма». Всё у такого ребёнка с самого начала было хорошо: пренатальный и постнатальный периоды, нормальные роды, любящие родители, обеспечивающие разумное и в самом лучшем смысле нормальное воспитание. Он попал в школу к хорошим, высокопрофессиональным учителям.

В результате этого обязательно вырастут одарённые дети. Не обязательно чрезвычайно одарённые, а своего рода «сверхполноценная норма». Такие дети не только более одарены, чем те, которым не повезло. Они, как правило, и более красивы, и более здоровы, чем большинство детей. Они много благополучнее и гармоничнее развиты в психологическом плане, чем дети, чрезвычайно одарённые. С этой точки зрения действительно любой ребёнок может при благоприятных обстоятельствах стать «нормально одарённым», но беда как раз в том, что такие нормальные, действительно благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех.

Третий стереотип гласит, учить одарённых детей одно сплошное удовольствие, общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее. Но вследствие того, что одарённые дети по сравнению с успешным в обучении ребёнком не всегда подчиняется большинству или официальному руководству, выбивается из общего темпа, выскакивает на уроке с нелепыми замечаниями и занимается своими делами, неровно успевающий, иногда тугодум, не может понять очевидного, не умеет общаться, конфликтен, странный в поведении и непонятный остальным, эти дети «неудобны» в классе – они требуют повышенного внимания, дополнительных заданий, всегда всё ставят под сомнение, стремятся проверить любой тезис учителя.

Согласно современным психологическим исследованиям, одной из важнейших характеристик развития многих одарённых детей признана диссинхрония – неравномерность прогресса разных сторон психики в результате опережающего развития той или иной сферы.

Частым проявлением внутренней диссинхронии является дисбаланс в развитии вербальных и невербальных, который может служить источником проблем одарённых детей в учении, личностном развитии, общении, поведении, несмотря на высокий уровень их интеллекта.

Диссинхрония затрагивает и процесс социализации одарённого ребёнка. Вследствие того, что дети зациклены на одних интересах ( решать задачи, читать книги, причём не развлекательные), они мало гуляют, мало посещают общественные места, не хотят развлекаться. Отсюда узкий круг социальных ролей, которые усваивает ребёнок, затрудняют его адаптацию в меняющемся коллективе. Имея прекрасный интеллект он сталкивается с трудностями на бытовом уровне, которые его сверстники преодолевают намного раньше, приобретая бытовые, коммуникативные навыки, навыки эмоционально-волевой регуляции сообразно возрасту.

Часто педагоги и родители сталкиваются с такого рода проблемами: одарённый в интеллектуальном или творческом отношении ребёнок конфликтен, не умеет решать споры или замкнут и не может отстоять свои интересы; агрессивен к любым попыткам поставить под сомнение его авторитет или, напротив, апеллирует к авторитетам великих учёных, не имея собственного мнения; не умеет сдерживать эмоции и контролировать порывы либо крайне эмоционально заторможен. Не случайно большинство психологов и психофизиологов всего мира полагают, что одарённость есть не что иное, как отклонение от нормы, обратное «отсталости».

Ещё один стереотип: «одарённые – те, кто учится легко и быстро». Да, лёгкая обучаемость характеризует одарённость, но лишь один из её видов (заметим, не самый продуктивный в дальнейшем).

Очень часто в современной школе мы можем наблюдать следующую ситуацию: старательная девочка прилежно выполняющая уроки, круглая отличница в начальной школе, останется неспособной, потому что никакого удовольствия от чтения и решения задач не испытывает, а хорошо учится лишь из прилежания. В то время как мальчишка, получающий лишь тройки, двойки и четвёрки все четыре года начальной школы, которого не усадишь за уроки, о котором учитель каждое родительское собрание твердит родителям, что он «может учится лучше, но усидчивости недостаёт», тем не менее станет вполне способным школьником, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает с папой головоломные задачи – и в этой деятельности счастливо развивает свои способности.

А в старших классах, где роль способностей в учении становится важнее, чем раньше, многие девочки, тихие отличницы – оказываются весьма посредственными ученицами, а мальчики, которым ставили двойки за плохой почерк или грязную тетрадь, становятся гордостью школы. Если конечно была деятельность, которую они любили и в которой смогли развить свои способности. А это к сожалению бывает далеко не у всех.

Учебная одарённость по сути дела предполагает отсутствие собственного подхода, отсутствие самости, потому что самость только затруднит восприятие чужой мысли, замедлит скорость восприятия и научения, ведь обучение это присвоение чужого опыта и переработка его в свой. Интеллектуалы, с огромным багажом энциклопедических знаний сравнительно редко бывают творческими людьми. Но современная наука и культура остро нуждается не только и не столько в «творцах» и «креативщиках», сколько в «хранителях огня», передающих опыт поколений, умеющих точно и бережно этот опыт зафиксировать, усвоить и передать без искажений.

Великий отечественный генетик Владимир Павлович Эфроимсон сказал: «Изучение биографий и патографий гениев всех времён и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожная малая доля народившихся потенциальных гениев в гениев развивается. А из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется».

Подготовила педагог-психолог Телешун М.Н.


Возврат к списку