Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Психологические особенности подростков

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нём закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке своей внешности, способностей, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязанностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям.

Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию. Подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к завышению, либо значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в различных жизненных ситуациях. У девочек более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждёт помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определённой группе придаёт ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть «подросткового комплекса» составляет свои, свойственные этому возрасту и определённым психологическим особенностям – поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации – все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность деятельности для подростка определяется её взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятного, отсюда и типичные возрастные конфликты. Этот возраст особо интересен и в связи с тем, что для большинства ребят ещё не наступил момент самоопределения: не встала ещё остро проблема дальнейшего выбора – либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далёком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и прочее. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии «социального покоя»: взрослые по отношению к подростку ведут себя как с ребёнком, ещё слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предполагать, что в семьях, где подросток обделён вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, её нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения – повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети. Более тонко чувствуют атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

Общие рекомендации:

- повышайте самооценку подростка;

- не упускайте возможности сказать о подростке доброе слово, если он того заслуживает;

- подвергая подростка критике, апеллируйте проверенными фактами, критикуйте не личность, а действия подростка;

- если вы не правы – извинитесь!

Подготовила

педагог-психолог Телешун М.Н. 


Возврат к списку