Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Если в семье «особый» ребёнок

Особые дети – непростое испытание для семьи. И главная нагрузка в плане реабилитации и развития ребёнка ложится на хрупкие плечи мамы. Как же ей устоять, не сдаться под грузом сложных обстоятельств? Да ещё и научить ребёнка быть не только сильным, но и счастливым несмотря ни на что?

В сложной ситуации

Инвалидность ребёнка зачастую влечёт за собой социальную дезадаптацию всей семьи. Независимо оттого, есть ли у пары ещё дети, появление на свет малыша с серьёзными отклонениями в развитии изменяет привычный уклад жизни. Необходимость воспитания и оздоровления особого ребёнка не только влечёт за собой ряд моральных и материальных трудностей, но и повергает родителей в тяжёлый стресс, к которому они, как правило не готовы.

Когда у ребёнка обнаруживается дефект развития, семья попадает в сложную психологическую ситуацию. Родители, в первую очередь мама, оказываются на грани отчаяния. Каждый проживает это состояние по-своему: один постоянно плачет, другой пытается держаться, третий озлобляется на судьбу и обвиняет в своей трагедии всех подряд, отдаляясь от близких и друзей. в любом случае родителям нужно пережить период горя, излить свою печаль. И только после этого можно спокойно, без лишних эмоций оценить ситуацию и принять конструктивное решение.

Да, так получилось, ребёнок не здоров, ему необходим усиленный уход, повышенное внимание, регулярное занятие и реабилитация. Но всё равно он остаётся нашим любимым маленьким человечком. И от избранной нами стратегии поведения зависит, насколько этот беззащитный малыш сможет адаптироваться к жизни, освоить важные навыки, стать сильным.

Четыре фазы

В процессе становления отношения к малышу-инвалиду все семьи проходят четыре фазы психологического реагирования:

1.ШОК. в этой фазе родители растеряны, ощущают страх и беспомощность. Возникает чувство собственной неполноценности, вины перед ребёнком.

2. НЕАДЕКВАТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ МАЛЫША. Родители отрицают поставленный ребёнку диагноз , таким образом пытаясь защититься от навалившейся беды.

3. ЧАСТИЧНОЕ ОСОЗНАНИЕ ДЕФЕКТА РЕБЁНКА. Мама и папа начинают понимать всю сложность и необратимость возникшей ситуации. Возникает чувство хронической печали, депрессии.

4. НАЧАЛО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРИВЫКАНИЯ ВСЕЙ СЕМЬИ, ПРИНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ РЕБЁНКА. На данном этапе мама и папа начинают действовать: находят специалистов, которые могут помочь малышу, устанавливают с ними адекватные отношения, следуют их рекомендациям.

Увы, не все родители детей с особыми потребностями в развитии приходят к правильным решениям, разрабатывают стратегию реабилитации ребёнка и видят дальнейшую перспективу в жизни. Многие мамы и папы «зависают» в чувстве печали и беспомощности, не могут сами прийти к осознанию и принятию ситуации. Семья остаётся дезориентированной, плохо приспособленной к социальным условиям жизни. За счет возникших экономических, медицинских и социально-психологических проблем качество её жизни ухудшается. Нередко такая семья теряет смысл жизни, уходит от социальных контактов.

Родственники и друзья семьи зачастую не знают, как поддержать родителей малыша, как им помочь. Они могут избегать встреч, отмалчиваться, не имея понятия, как себя вести. В результате мама и папа ребёнка попадают в вынужденную изоляцию от общества. Сложно привыкнуть к мысли, что твой малыш не такой, как другие. Страх за его будущее, растерянность, пробел в специальных знаниях по уходу за ребёнком, чувство стыда и вины, своей неполноценности как родителей побуждают мам и пап переносить горе в одиночку.

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание.

Притча о Будде. Горчичное зерно.

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка- инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.

Советы родителям на настрой к позитивному отношение к самому себе и окружающим

Совет 1.

Не надо себя жалеть. Жалость отнимает у вас силы и время необходимые для других дел и не дает взамен ничего, кроме чувства собственной неполноценности и ущербности. Болезнь или несчастный случай, сделавшие ребенка инвалидом, уже произошли и ничего изменить нельзя. Нужно жить в своем нынешнем состоянии, сегодняшним днем, то есть ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Это не значит, что вы должны смириться с недугом, наоборот, всю энергию и волю нужно направлять на компенсацию дефекта, чтобы добиться успеха и осуществить желания. Восточная мудрость гласит: «Я расстраивался из-за того, что у меня нет сапог, пока не увидел человека без ног».

Не так уж важно, что в чем-то ребенок уступает здоровым людям, главное – это желание жить и побеждать. Почему «инвалиды» способны писать книги и картины, ставить мировые рекорды, покорять горы, переплывать моря и т.д., а «здоровые» становятся попрошайками, бомжами и т.п.? Задумайтесь об этом, и лучше найдите таких «инвалидов» и спросите, как им это удается.

Совет 2.

Дайте понять себе и ребенку, что нужно полюбить себя. Самый близкий и родной человек – это он сам. Любить в себе все: свою внешность, тело, ум, чувства. Проснувшись, посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь себе, пожелайте доброго утра и хорошего дня своему отражению. Это придаст уверенность и силы, ведь для любимого человека можно горы свернуть. Самая эффективная жизненная установка: «Я ХОРОШИЙ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ХОРОШИЙ». Счастливые люди живут именно по этому принципу.

Любовь к себе не должна переходить в самовлюбленность, когда человек перестает замечать свои недостатки. Для этого периодически смотрите на себя с точки зрения окружающих. Попытайтесь мысленно превратиться в другого человека и представьте, каким он вас воспринимает, как выглядят со стороны ваше выражение лица, голос, поведение. Почему этот человек отнесся к вам в конкретной ситуации именно так, а не по другому. Прежде чем начать бороться с выявленным недостатком, подумайте: может в других ситуациях он является наоборот, вашим достоинством, и приносит больше пользы, чем вреда.

Совет 3.

Не замыкайтесь в себе. Многие люди с ограниченными возможностями замыкаются в себе, озлобляются на весь мир, считают, что они никому не интересны и не нужны, что окружающие не понимают их и смеются над ними. Это опасное заблуждение! Люди вокруг вас не виноваты в том, что с вами произошло. Ваши проблемы, переживания не такие уж неповторимые и неразрешимые. Поверьте, есть масса людей, которые сталкиваются с точно такими же проблемами и успешно их решают. Таких людей нужно искать всеми возможными способами: через врачей, социальных работников, СМИ, Интернет и т.д. Вместе можно справиться с любой бедой. Подумайте: «А чем я интересен?» Если вы что-то знаете, умеете, делаете и к чему-то стремитесь, то обязательно найдутся единомышленники, с которыми вам будет интересно общаться. Когда человек интересен, то его начинают уважать и перестают обращать внимание на дефекты и недостатки.

Конечно, вам в жизни не раз встретятся хамы и подонки, которые вас оскорбят или жестоко отнесутся. Таким нужно давать отпор сразу и жестко, несмотря на их возраст, должность и физическую силу, другого языка они не понимают. А для этого нужно быть сильным, прежде всего морально, и опять же – иметь друзей. Не надо копить в себе обиды: если случайно наступил в дерьмо, нужно вытереться и идти дальше по своим делам, забыв о случившемся, но внимательно смотря под ноги.

Совет 4.

Как относиться к своим близким. К сожалению, некоторые инвалиды, с течением времени становятся вечно ноющими паразитами, особенно по отношению к своим близким. Чтобы этого не происходило, нужно придерживаться принципа: «БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ТО, ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ДЕЛАЮТ, НЕ НРАВИТСЯ – ДЕЛАЙ САМ!».Конечно, нужно заботиться о человеке с ограниченными возможностями, но это не значит, выполнять все его прихоти и сносить грубость с его стороны. Окружающие не обязаны угадывать ваши желания и настроение, догадываться чего вы сейчас хотите. ТЫ - ЭТО ТЫ! ОНИ – ЭТО ОНИ! ЕСЛИ ЧЕГО-ТО ХОЧЕШЬ – СКАЖИ ОБ ЭТОМ.

Особенно актуально это для семьи, где растет ребенок с ограниченными возможностями. Естественно и понятно желание родителей как-то компенсировать ребенку его недостаток, но папа и мама не вечны, а у него впереди взрослая жестокая жизнь и как он в ней приспособится, во многом зависит от получения воспитания. С другой стороны, нельзя лишать ребенка детства, превращая его жизнь в сплошную муштру, иначе вы получите «оловянного солдатика», не способного на любовь и сопереживание. Поэтому, необходимо искать ту самую – «золотую середину».

Совет 5.

Определитесь, чего Вы хотите. Беда многих людей в том, что они не знают, чего хотят. Часто приходится слышать – «Я несчастен», но один несчастен потому, что у него нечего поесть, а другой от того, что его «Мерседес» хуже, чем у соседа. «Несчастье» проистекает от какой-то нереализованной потребности, поэтому хорошо подумайте над тем, что именно и почему вас беспокоит, и чего вы хотите на самом деле. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Бывает, что истинная проблема, осознанно или неосознанно, скрывается за другими проблемами.

Типичный пример – история Остапа Бендера. Он поставил перед собой ясную и конкретную цель (миллион для полного счастья), приложил массу услий и вполне закономерно добился своего. При этом он особо не задумывался над тем- а что же будет потом? Отсюда и печальный конец.

Совет 6.

Ставьте перед собой конкретные цели. Поставленная перед собой цель должна быть предельно конкретной. Например, у ребенка ограничена подвижность, поэтому сужен круг общения и трудно потом найти подходящую работу на дому. Вы решаете приобрести компьютер для работы и выхода в Интернет, для чего, в свою очередь необходимо раздобыть 20-40 тысяч рублей. Итак, перед вами конкретная сумма, теперь думайте, как ее получить: заработать, накопить, занять, что-то продать и т.д. Выбираете наиболее подходящий вариант (или несколько вариантов одновременно) и начинаете действовать! То есть главную, стратегическую задачу нужно разделить на более мелкие подзадачи, которые решить значительно проще.

В дальнейшем, необходимо ежедневно анализировать, что конкретно сделано по каждому направлению, в чем причины неудач и задержек. При необходимости корректируйте решаемые в данный момент подзадачи или свои действия. Не отчаивайтесь, если что-то не получается. Конкретная цель + упорство обязательно дадут ожидаемый результат!

Совет 7.

Ищите неиспользованные силы и возможности. «Все ресурсы необходимые для достижения успеха присутствуют в каждом человеке» - это один из основных постулатов психологии. Проблема в том, чтобы суметь воспользоваться этими ресурсами. Например, вам не хватает уверенности в себе, напористости, спокойствия в конфликтных ситуациях. Вспомните ситуацию из своего прошлого, когда вы чувствовали себя комфортно, уверенно, когда у вас все получалось. Найдите такого себя в прошлом, каким бы вы хотели быть в настоящем. Необходимо снова пережить ту прошлую ситуацию во всех подробностях: внешность и голоса ваших собеседников, окружающую обстановку, запахи, вкус еды, как вы были одеты, что ощущали в тот момент и т.д, и т.п.

ВНИМАНИЕ: нужную ситуацию и ощущения нужно именно пережить, то есть снова стать участником, а не сторонним зрителем. Запомните искомое состояние и вернитесь в настоящее. Теперь надо закрепить найденное состояние: сложите пальцы руки в какой-нибудь особый для вас жест, сожмите монету в кулаке и т.п. И в трудные моменты, достаточно повторить это движение, чтобы «запустить» необходимое состояние.

Удачи в воспитании!

Подготовила

педагог-психолог Телешун М.Н.


Возврат к списку