Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Коммуникативные навыки и современные реалии цифровизации

В эпоху компьютерных игр, супермаркетов и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Когда все контакты можно уместить в окошко чата, нам становится все сложнее формировать круг общения, знакомиться, заводить друзей, вести переговоры с посторонними людьми.

Но при этом крайне важным элементом успешности остаются навыки коммуникативной деятельности. Мы должны разговаривать с людьми каждый день, чтобы приобретать товары и услуги, договариваться с партнерами и клиентами, получать необходимые эмоции от общения с друзьями. Неумение правильно общаться сильно усложняет нам жизнь, как в личных отношениях, так и в попытках строить карьеру или вести собственный бизнес.

Но что это такое — коммуникативные навыки и умения?

Коммуникативные навыки – это целая личностная система качеств, благодаря которой человек способен добиться хороших результатов в контактах с другими людьми. Эти навыки, навыки общения, индивидуальны для каждого отдельного человека. Они являются результатом работы его психики.

Общение является одним из важнейших аспектов человеческой жизни. Коммуникативные навыки закладываются в детстве в период общения ребенка сначала со значимыми взрослыми, а потом с другими детьми. Общение - это социальный процесс установления контактов между людьми или группами людей, в основе которого лежит потребность в совместной деятельности.

Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. Таким образом, потребность в общении входит в число первых базовых социальных потребностей, возникающих у человека. Потребность в коммуникации - ведущий фактор психического развития личности на протяжении всей его жизни от младенчества до пожилого возраста.

Познавательные и личностные мотивы общения ярко выражены уже в дошкольном возрасте. Во-первых, огромное разнообразие действий, связанных с коммуникацией. Впервые возникают такие виды коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, специально не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование. Во-вторых, общению характерна повышенная эмоциональность и непосредственность. Так дошкольники могут в течении дня дружить со сверстником и тут же конфликтовать с ним по несколько раз на дню. В-третьих, общение не стандартно и не регламентировано. Это проявляется в оригинальных и неожиданных действиях ребенка (в отличии от малышей, которые придерживаются определенных форм коммуникативного поведения), что способствует проявлению его индивидуальности. В-четвертых, инициативные действия в коммуникации преобладают над ответными реакциями, то есть дошкольники часто не могут продолжить и развить диалоговое общение по причине отсутствия ответной активности сверстника. При этом инициативу, исходящую от взрослого, дошкольники охотно принимают и поддерживают гораздо чаще, чем в общении с другими детьми.

Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей как основы социальной адаптации в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

1. С началом школьного обучения ребёнок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих взаимоотношений.

2. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении его речевого развития.

3. В этом возрасте отмечается достаточный уровень развития рефлексивных способностей.

4. С началом школьного обучения происходит перестройка отношений ребёнка с окружающими его людьми.

5. Успешное развитие учебных знаний, умений и навыков возможно только в том случае, если младший школьник умеет управлять своими психическими процессами и поведением в целом.

6. У младших школьников складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.

7. На данном возрастном этапе дети не теряют интерес к игре, при этом они используют её в качестве базы для отработки учебных умений.

В подростковом возрасте взаимоотношения со сверстниками: общение представляет особую самостоятельную ценность, имеет огромную значимость. Время на общение увеличивается. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Так же следует упомянуть, о появлении феномена, получившего название «ожидание общения» - открытость подростка для общения и поиск новых контактов. Но при всем при этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность к партнеру.Но при этом, чаще всего, стремление к общению обуславливается лишь желанием поделиться собственными переживаниями. Переживания собеседника, зачастую не представляют интереса. Отсюда - взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

Причины значимости общения в старшем подростковом возрасте:

1. Общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями.

2. Это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся «на равных» и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных «взрослых» качеств.

3. Это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взросл! Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в принадлежности общности, включенности в группу, но и потребность в обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении «уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам». В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из них свойственна высокая конформность (подчинение) в силу того, что неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы».

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых.

К концу обучения в школе у молодых людей происходит обновление мотивов коммуникации, круг и цели общения расширяются. Контакты с лицами противоположного пола и со взрослыми усиливаются. Юноши и девушки испытывают потребность во взаимопонимании, что связано с формированием самосознания. Таким образом, становление навыков общения у детей имеет определенные психологические и возрастные особенности. Общение человека на протяжении всей его жизни (социализации) тесно связано с его повседневной деятельностью, при этом общение определяет характер жизнедеятельности человека и в то же время само определяется действиями людей.

Стремительное развитие информационных технологий, повсеместное распространение сети Интернет, усовершенствование средств массовой коммуникации привело к тому, что человеческое общение в современном мире становится виртуальным. Век цифровых технологий существенно изменил современную коммуникацию. В настоящее время благодаря интернет-общению нет ни временных ни пространственных преград для обмена информацией.

Повседневное общение в социальных сетях плотно вошло в нашу жизнь, причем пользователями социальных сетей являются не только взрослые, но и дети, иногда даже дошкольного возраста. Дети, зарегистрированные в социальных сетях, регулярно заходят на такие сайты как «В контакте» не только для того, чтобы пообщаться со знакомыми, но и чтобы посетить группы по интересам. Одни участники размещают различную информацию на «стене» группы, другие заходят в группу, чтобы это информацию прочитать. Онлайновый сервис или социальная сеть способствует объединению людей по определенным принципам, при этом предлагает им современные виртуальные средства общения и самовыражения. То есть социальная сеть - это не что иное как человеческое сообщество, связанное общими интересами, общим делом или чем-то другим. К таким сообществам также относятся не только социальные сети, но любые виртуальные онлайновые сервисы, например, форумы.

Таким образом, общаясь в социальных сетях, мы создаем свою виртуальную личность, основные характеристики которой можно узнать, почитав персональную информацию у нас на странице. При этом современные Интернет сервисы могут хранить информацию с личной банковской карты с контактными данными, онлайновую адресную книгу, онлайновый органайзер и фото-, видео- данные пользователя. В социальных сетях также есть функции, благодаря которым можно ограничить общен снежелательными личностями. Человек как бы получает собственное «место жительства» в сети Интернете. Однако информация, размещенная в социальных сетях, нередко бывает недостоверной.

В целом общение в социальных сетях имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, общение в сети позволяет поддерживать отношения, расширяет горизонты для новых отношений, упрощает поиск друзей, работы. Но вместе с тем, общение в социальных сетях влечет за собой и ряд серьезных проблем, особенно для развивающейся личности (детей младшего школьного возраста, подростков, юношей). Зачастую в процессе онлайн- коммуникации происходит отрыв пользователя от реальности, минимизация общения с семьей и друзьями. Человек все свое свободное время проводит за компьютером или в телефоне, что приводит к нехватке живого общения. Кроме того, общение с незнакомыми людьми может сильно навредить человеку, отразиться не только на его учебе или работе, но и на личной безопасности.

Размещение персональной информации в открытом доступе (слишком много личной информации, сопровождающейся откровенными фото и высказываниями) может быть использовано против самого пользователя, то есть может сделать человека более уязвимым.

Современные подростки все больше и больше подвергаются влиянию со стороны средств массовой информации, вследствие чего изменяются как их личностные установки, так и коммуникативное поведение. Сеть Интернет открывает новые возможности для возникновения субкультур, различных групп, которые могут давать как образцы социально- одобряемого, так и социально-порицаемого поведен Все актуальней также становится проблема зависимости от социальных сетей. Исследования показывают, что зависимость от коммуникационных ресурсов бывает гораздо более сильной, чем от обычных компьютерных игр. Выделим признаки зависимости от социальных сетей:

1) в онлайн-пространстве человек проводит больше времени, чем в реальности;

2) основные эмоции и переживания человека связаны с виртуальным общением.

Таким образом, виртуальное общение не дополняет реальное общение, а просто напросто заменяет его. Вместе с тем, зачастую в процессе такого общения человек не только тратит впустую свободное время, подрывает бюджет, но и наносит вред здоровью. Наиболее сильное влияние социальные сети оказывают на детскую психику. Иногда общение с тем или иным собеседником угрожает жизни ребенка. Дети в социальных сетях сталкиваются с множеством проблем. Главная из них, которая может привести к очень страшным последствиям, - возникновение чувства социального одиночества. Испытывая дефицит реального общения, внимания и поддержки (в том числе и со стороны взрослых), дети стремятся расширить границы своей коммуникации. Формируется так называемое компьютерное коммуникативное сознание, когда реальный собеседник заменяется виртуальным.

Подготовила педагог-психолог Телешун М.Н.


Возврат к списку