Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Психологическая адаптация после каникул

Вот, и наступил новый учебный год. Конечно же, имеет большое значение в какой класс идет ребенок. В 1-ый или в 5-ый – в плане адаптации это самые тяжелые классы. И о них, стоит говорить отдельно. Но это не значит, что во все остальные годы дети не испытывают нагрузку, связанную с вхождением в обучающий процесс. Остановимся на моментах, которые характерны для начала любого учебного года, независимо от возраста.

Важно понимать, что для ребенка три месяца - это гораздо дольше, чем для взрослого. И после столь большого перерыва вернуться к школьной жизни не так уж просто. Вспомните, с каким чувством вы сами возвращаетесь к рабочим делам после продолжительного отпуска.

Так же как и взрослые, дети имеют свои уникальные способы приспособления, и по-разному реагируют на изменение внешних условий. Вы знаете своего ребёнка всю его жизнь и уже, наверняка, обращали внимание на то, как он начинает любой процесс. Как родителям нам важно быть наблюдательными, не пытаться переделывать своих отпрысков, а помогать им больше узнавать самих себя. Через наше отражение им будет проще понять, как именно они это делают, и не уйти в какую либо из крайностей.

Рассмотрим две наиболее ярко выраженных стратегии:

· Школьник быстро загорается в начале учебного года. Он готовит дома рабочее место, наводит там идеальный порядок. Первые недели на многих уроках старается отвечать. Записывается на все предстоящие конкурсы и олимпиады, просит отвести его сразу в несколько кружков. Проблемой здесь становиться то, что дети быстро перегорают. Энергия заканчивается и остаётся мало сил, чтобы дотянуть до следующих каникул.

Отражаем: Смотри - ты сейчас отдохнул и у тебя много сил, тебе хочется и то, и другое и третье. Если ты набираешь себе много разных дел, то ты быстро устаешь. Можно думать о том, что тебе сейчас по-настоящему важно, а от чего пока можно отказаться и вернуться потом, если останутся силы.

· Школьник долго раскачивается, «со скрипом» втягивается в учебу и во все, что с ней связано. Видно, что это дается ему тяжело, но зато, когда входит в режим, достаточно спокойно выдерживает школьные нагрузки. Здесь ребенку будет нужна поддержка, чтобы пережить этап перестройки.

Отражаем: Я вижу, что трудно войти в учебный режим. Обычно тебе нужно больше времени. Будет легче, когда привыкнешь. Чем мы с папой можем тебе помочь?

· Ложная тревога

Часто самый «главный» источник стресса для всей в семьи - это наша родительская тревога. Вообще, тревога за своих детей естественная и неотъемлемая часть родительства. Она будет всегда, потому, что нам небезразличны наши дети. Но есть тревога лишняя, которую можно избежать, если вовремя отследить ее происхождение. Она берет начало:

- в завышенных ожиданиях от ребенка и сравнении его с другими;

Иногда мы забываем, что наши дети не роботы, а живые люди, которые еще только учатся жить. У каждого свои возможности, свой темп развития. Кому-то учеба дается легко, и он приносит отличные оценки. Другой ребенок хорошо справляется с гуманитарными предметами, а с точными науками - провал. Третий, вообще далек от любой интеллектуальной деятельности, зато в спорте – супер! Четвертый, не в спорте, не в учебе, зато умеет по-настоящему дружить. И каждый из них сможет найти свое место в жизни.

- в невозможности поверить в него;

Нам трудно поверить в своих детей, потому что никто по-настоящему не верил в нас. В нашем детстве считалось, что дети это такие «недолюди», которых нужно постоянно поучать, корректировать и контролировать, иначе вырастит непонятно что. На самом деле в ребенке природой заложено стремление к развитию, в каждом есть свой потенциал.

- в фантазиях и страхах о будущем.

Принес двойку – «Ой, дворником будет!» Прогулял школу – «Все, пойдет по кривой дорожке!» Ленишься – «Ничего из тебя не выйдет!» Мы склонны делать фатальные выводы, которые ничем не обоснованы.

- Принес двойку: Да, неприятно. Наверняка он и сам расстроен. Спросите: «Как ты думаешь, почему так получилось?». Оценка - это всего лишь цифра, которая отражает то, насколько ребенок справился с конкретной учебной ситуацией.

- Прогулял школу: Тоже можно обсудить. Возможно, не нашел контакт с педагогом. Может быть, это связано с отношениями между детьми внутри класса. А может быть просто устал.

- Лень также не повод для тревоги. За этим явлением обычно стоят разные психофизиологические процессы, часть из которых вполне нормальна для определенного возраста.

· Тревожные сигналы

А вот если вы замечаете устойчивое (в течение нескольких месяцев) наличие одного и более следующих признаков, то стоит задуматься о том, чтобы проконсультироваться со специалистом.

Признаки школьной дезадаптации:

Физиологические – слабость, головные боли, нарушение аппетита, нарушение сна, боли в животе, тремор, чрезмерная двигательная активность или заторможенность.

Поведенческие – приступы немотивированной агрессии, апатия, нехарактерная зажатость, ярко выраженное непринятие школьных правил (для начальной школы), регулярные трудноразрешимые конфликты со сверстниками и учителями, причинение физического вреда себе или окружающим.

Эмоциональные – подавленное настроение, устойчивое негативное отношение к школе, повышенная эмоциональная возбудимость, несвойственная темпераменту ребенка.

Познавательные – ребенок систематически не справляется со школьной программой, что подтверждается данными разных представителей педагогического состава школы.

· Родитель и педагог - сотрудники

Родители и педагоги - это Взрослые, которые должны сотрудничать, опираясь на принципы взаимоуважения, в интересах ребенка. При этом у них разные задачи, которые не стоит смешивать.

Роль педагога подразумевает обучение, помощь ребенку в освоении учебного материала и оценка того, как учащийся с этим материалом справляется.

Роль родителя базируется на безусловном принятии, эмоциональной поддержке, заботе о физиологическом и психологическом здоровье, и максимально возможном создании условий для роста и развития ребенка.

В ходе любой адаптации, будь то начало учебного года, первый и пятый классы или переход в новую школу, педагоги и родители могут взаимодействовать в целях облегчения данного процесса.

Родитель получает обратную связь от педагога в виде оценок, а так же при устном или письменном общении. Сам он также может помогать педагогу, найти подход к своему ребенку, сообщая об особенностях своего сына или дочери.

Например: Мой ребенок достаточно стеснительный, ответ у доски для него большой стресс. Могли бы вы первое время спрашивать его письменно или с места.

Или: Мой ребенок активный и у него быстро пропадает интерес, когда вы его долго не вызываете.

Степень родительской включенности в процесс адаптации после каникул будет сильно меняться с годами. Если в начальной школе многое вы делаете вместе, то к среднему звену и в старших классах ваша помощь может ограничиваться эмоциональной поддержкой и решением организационных вопросов: оплата курсов и репетиторов, помощь в организации рабочего места, отвезти на тренировку, приготовить любимое блюдо, купить новые кроссовки для зала, и т.п.

Чтобы помощь была именно помощью, а не гиперопекой (которая является дополнительной нагрузкой на психику ребенка) не забываем про волшебный вопрос: «Чем я могу тебе помочь?»

Будьте чуткими к своим детям, узнавайте их. Помните, что вместе вы справитесь с любым делом.

Психологическая служба Дворца


Возврат к списку