Подсолнух - рубрика для родителей

                         

Подсолнухи… Как маленький ребёнок
В простых явлениях видит чудо сказки…
И радостно, что поутру, спросонок
Всем улыбаются распахнутые глазки…

Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
Свои лучисто-жёлтые головки.
Заложена такая в них сноровка,
Как будто сами скоро солнышками станут…

Название нашей рубрики «Подсолнух» мы, безусловно, связываем в семьей, где царит счастье, любовь и взаимопонимание. Ведь союз родителей и детей – это лад, мир и благополучие любой семьи.

А сотрудничество педагогов ДТДиМ с такими семьями и родителями – залог успешного воспитания и образования учащихся.



12.12.2016

Как воспитать толерантного человека

61 год назад в таёжном краю, у берегов красавицы Ангары началась грандиозная молодежная стройка. Со всех уголков, тогда ещё Советского Союза, съезжалась молодежь. Все республики предъявили своих представителей! Все народы признавали друг друга, жили как братья, потому что была у всех единая цель, одна общая мечта: построить город будущего - Братск и величавую Братскую ГЭС!

К сожалению, в наше время, ослабло это замечательное чувство – братство, появилось новое поколение, новые отношения, новые понятия. В обществе появились симптомы нетерпимости. Поэтому проблема, которая станет предметом сегодняшней статьи, весьма актуальна:

«Как воспитать толерантного человека?»

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей воспитательного процесса является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, такими, какие они есть, их взгляды, привычки.

Задача любой образовательной организации, будь это общеобразовательная школа, или учреждение дополнительного образования, состоит в том, чтобы учащиеся из ее стен вышли не только с определенным багажом знаний, умений, навыков, но и с такими навыками, как толерантность, терпимость, сострадание, которые являются важными составляющими основы жизненной позиции личности.

В ДТДиМ реализуется программа «Дополнительное образование для всех», задачи которой направлены на удовлетворение запросов различных категорий населения города в дополнительном образовании, социальную адаптацию детей с ОВЗ, детей группы «риска», детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях Дворца. Общение детей друг с другом предполагает умение ладить, общаться, дружить, т.е. наличие качеств, характерных для толерантного человека.

Слово толерантность в переводе от французского «tolerance» - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. От английского «tolerance» - готовность быть терпимым, снисходительность; от русского «терпимость» - способность терпеть что – то или кого – то, быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего – либо, кого – либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Конечно, воспитание толерантности начинается в семье. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье – это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.

Вот несколько рекомендаций для родителей по преодолению нетерпимости:

Родители должны следить за тем, что говорят в присутствии детей, даже если предполагается, что те «не слышат» или «не понимают». Большинство видов нетерпимости и способов ее проявить детям «подсказывают» именно родители. И бесполезно что – то внушать малышу, если ваше поведение при этом остается неизменным. Не подсказывайте ребенку сами обидные «дразнилки». Часто взрослые провоцируют детей на нежелательное поведение, обсуждая, «какая толстая Маша из их группы» и т.п.

Очевидное – не самое главное. Родители должны показать ребенку, что внешность, пол, национальность и даже особенности поведения и здоровья имеют не такое большое значение. Поговорите с ним о том, что и среди людей бывает так: внешность не слишком привлекательна, а внутри человек очень добрый и хороший.

Нетерпимость замещается или интересом, или сочувствием. Нетерпимость – это сильное чувство, и надо понимать, что либо на смену ему придут другие, более благородные чувства, либо оно никуда не денется. Поэтому, искореняя нетерпимость, нужно определить, что будет «расти» на этом месте потом. Нетерпимость можно заменить интересом («Интересно, почему он себя так ведет?») или сочувствием («Наверное, непросто жить, если ты хромаешь»). Интерес может родиться, если поощрять ребенка рассуждать о том, что происходит, а не просто констатировать или осуждать. И эти «зернышки» заинтересованного взгляда на мир можно посадить уже в дошкольном возрасте. В некоторых случаях, когда особенности (во внешности или состояния здоровья) другого человека таковы, что их нельзя изменить, нужно учить ребенка проявлять сострадание, сочувствие, чтобы он вырос неравнодушным человеком.

Для того, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно:

- не обижать его;

- выслушивать его мнение и считаться с ним;

- уметь прощать обиды и просить прощение у ребенка;

- уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов;

- нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.;

- не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Уважаемые родители! В ваших силах сформировать у детей систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствие, понимание, сопереживание и воспитать детей в духе толерантности.

Педагог – организатор по работе с родителями
Карпова Н.Л.

Возврат к списку