24.01.2023
Что делать, если вы учитель, и в вашем классе буллинг?
Травля (буллинг) (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
Главные компоненты травли:
1. Это агрессивное и негативное поведение.
2. Оно осуществляется регулярно.
3. Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
4. Это поведение является умышленным.
Существуют следующие виды травли:
1.Физическийшкольный буллинг– применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллингаявляетсясексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
2. Психологический школьный буллинг–насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
· вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются
к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
· невербальный буллинг– обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её
направлении, показывания неприличных жестов);
· запугивание–использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
· изоляция–жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью
учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
· вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны
на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
· повреждение и иные действия с имуществом– воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
· школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.
Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.
Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.
В ситуации травли всегда есть:
"Агрессор"– человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.
"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют, так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они думают, что подобными методами можно управлять окружающими.
Учите просить помощь. Просить помощь не стыдно. Это не ябедничество, а защита своей жизни и здоровья, и ребенок должен понимать, что оскорбления приносят моральный вред, а физическая расправа опасна для здоровья и жизни.
Неправильно молчать, если тебе угрожают ножом или поджигают волосы.
Неправильно молчать, если тебе угрожают избить, потому что ты понравилась какому-то мальчику, который «занят».
Неправильно терпеть побои от группы детей, даже если ты пацан, мужик.
Показывайте и говорите своим детям, что к вам можно прийти с любой историей, любой проблемой, и вы поможете!
Что делать учителю?
1. Следить. Если заметили ребенка, который внезапно замкнулся, обратите на него внимание. Выйдите на перемене за ним в коридор, пройдите тихо сзади по пути в уборную, понаблюдайте в столовой.
2. Стараться избегать ярлыков при общении с детьми. Даже если обнаружили, что обидчик назвал жертву «задохликом», не повторяйте эпитет, а спросите: «Ты придумал определение веса этого человека. Можешь нам рассказать, как оно сформировалось и почему ты решил предать его огласке?»
3. Взаимодействуйте с родителями детей. Лично, на собраниях, в социальных сетях. Подпишитесь на аккаунты родителей и самих детей. Порою дети пишут в статусах то, что не готовы сказать.
4. Не бойтесь хвалить учеников. Здоровая похвала повышает самооценку. Помните золотое правило: «Хвали при всех, ругай наедине».
5. Будьте открытым. К родителям, к детям из своего класса, из чужого класса, к любому школьному персоналу.
6. Берегите тайны детей. Создайте анонимную почту, на которую каждый сможет написать о страхах и быть в безопасности.
7. Подавайте пример поведения ученикам. Проводите тренинги и психологические игры с привлеченным специалистом. Тренируйте комфортное поведение в обществе среди детей своего класса.