Исследовательская деятельность

Работа творческой группы педагогов-руководителей исследовательской деятельностью учащихся Дворца

2020-21 учебного года

В этом учебном году состав творческой группы – 16 педагогов (Гончаровская Н.В., Игнатенко Н.А., Климкович Е.Е., Лучинин А.В., Пахоменко С.Н., Талыпова Т.В., Мутьева Е.А., Ткачук М.В., Попова Н.А., Полякова Т.А., НабережноваМ.В., Сартакова Л.Н., Макарова О.А., Ковалевич О.В., Юдина Е.Л., Большешапова И.М.), руководителей исследовательской деятельности 29 учащихся Дворца. Педагогами были разработаны индивидуальные дополнительные общеразвивающие программы «Исследовательская деятельность». В программах определены цель, задачи обучения, календарный учебный план, который определяет взаимодействие педагога и учащегося по выбранной теме исследования. Все программы утверждены приказом директора.

Работа творческой группы проводилась в соответствие с планом, утвержденным приказом директора Дворца.

В течение 2020-2021 учебного года была проведена следующая работа.

1. Состоялись 5 заседаний творческой группы педагогов, руководителей исследовательской деятельности учащихся, которые были посвящены следующим вопросам:

  • Подготовительная работа – состав творческой группы, срок подачи заявлений в учебную часть с Ф.И. уч-ся, графиком обучения; срокиразработки индивидуальных программ обучения исследовательской деятельности и сдача в ИМС; защита программ на методическом совете.
  • Предъявление и утверждение плана работы на 2020-21 учебный год.
  • Обсуждение тем исследовательских работ на 2020-2021 уч.год.
  • Обсуждение программы интеллектуальных мероприятий профильной смены для юных исследователей на базе Дворца.
  • Рассмотрение положений научно-практических конференций разного уровня и определение их участников.
  • Круглый стол с начинающими педагогами по теме: «Сложности руководства исследовательской деятельностью учащихся».
  • Подготовка к образовательному событию «Смотр информационной и коммуникативной компетентностей».
  • Организация предварительного слушания исследовательских работ учащихся.
  • Участие в конференциях разного уровня юных исследователей.
  • Итоги работы за 2020-2021 учебный год. Планирование работы на 2021-2022 уч.г.

2. Организованна работа профильной смены для юных исследователей «Узнаем, познаем, исследуем!»на базе Дворца в дни осенних каникул со 02.11.2020 по 06.11.2020 г. В мероприятиях смены участвовали 27 юных исследователей в очной (offline) или дистанционной (online) форме.

Создана группа в мессенджереViber для учащихся, родителей и руководителей с целью организации обратной связи.

В течение работы смены были проведены образовательно-интеллектуальные мероприятия:

  • открытие профильной смены «Веселись и думай!» (работа по станциям «Мы умеем веселиться!» - игры на знакомство«Привет!», «Самурай и принцесса», «Построения»; «Проводим расследование» - решение проектных задач «Расследуем дело» с целью формирования исследовательских компетенции и умения работать в команде; «Сыщики говорят!» - умение представить результаты работы; «Инструкционная» - цель проинформировать о том, как пройдет работа профильной смены в следующие дни 3, 5 и 6 ноября). Приняли участие 19 учащихся, 11 педагогов-руководителей и 5 членов информационно-методической службы.
  • работа профильной смены в онлайн режиме организованна с помощью группы в Viber и электронной почты. Все знания, приобретенные в течение двух дней 3 и 5 ноября, пригодятся юным исследователям в их интересной, сложной исследовательской деятельности, при подготовке и оформлении работ (веб-квест «Информационная безопасность» - 17 учащихся; практическая работа по подготовке презентации «Визитная карточка темы исследования» - 12 учащихся; обучающий конкурс «Учись быть исследователем» - 3 учащихся; информационно-обучающая игра «Секреты исследователей» и квест-комната – 20 учащихся; информационные документы «Памятка для выступления», «Стендовый доклад», «Секреты успешного выступления»; фото флешмоб «Оживший портрет исследователя» - 19 учащихся). Приняли участие 27 учащихся в разной степени выполнения заданий.
  • закрытие профильной смены 6 ноября 2020 г. в форме традиционного праздника «Посвящение в юные исследователи Дворца». Учащиеся приняли участие в квест-игре «Мы знаем Дворец», презентовали свои визитные карточки темы исследовательских работы, дали клятву исследователей, получили дневник исследователя. Темы исследовательских работ, сформулированы в четырех направлениях «2021 год – год озера Байкал», «Знаменательные даты», «Космос – это мы» (посвященная 60-летию первого полета в космос), «Исследуя познаем». Именно эти направления будут представлены в этом учебном году на Открытой учебно-исследовательской конференции «Мир открытий, творчества и достижений». Были подготовлены и представлены 2 видеоролика фотоотчет «Как мы работаем на дистанте» и фото флешмоб «Оживший портрет исследователя». Приняли участие 23 учащихся и их руководители, 6 членов информационно-методической службы.

Всего было проведено: 2 мероприятия в очном режиме и 2 мероприятия в дистанционном с обработкой выполнения заданий кейсов. На сайте Дворца размещены 3 статьи: «Профильная смена юных исследователей «Узнаем, познаем, исследуем!»; «Профильная смена онлайн», «Профильная смена. Праздник «Посвящение в юные исследователи Дворца – 2020!». В социальных сетях два видеоролика.

Всего в работе профильной смены было задействовано: 6 специалистов ИМС, библиотекарь, 16 педагогов дополнительного образования – руководители исследовательской деятельности и 27 учащихся-исследователей.

3. Проведено IX образовательное событие «Смотр информационной и коммуникативной компетентностей юных исследователей Дворца» 13 февраля 2021 года, которое проходило в два этапа для возрастных групп учащихся: 8-11 лет, 12-15 лет. Смотр компетентностей посвящен темам: «60-летие со Дня первого полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина», «Губернатором Иркутской области 2021 год объявлен в Иркутской области годом озера Байкал», «В декабре 2020 года мы праздновали Юбилей города Братска – 65 лет». Данное мероприятие предоставляет учащимся возможность определить свой уровень владения данными компетентностями и понять, что им удается легко, а где возникают сложности. Всего в образовательном событии «Смотр информационной и коммуникативной компетентностей» приняло участие 23 юных исследователя, которые успешно справились с заданиями. Их поддерживали 3 родителя. Результаты смотра показали высокий и средний уровень информационной и коммуникативной компетентностей юных исследователей.

4. Проведены предварительные слушания исследовательских работ учащихся. Данное мероприятие позволяет педагогам и учащимся определить готовность исследовательских работ, дальнейшую доработку и подготовку к выступлению на учебно-исследовательской конференции Дворца.

5. Проведена II Открытая (X) учебно-исследовательская конференция «Мир открытий, творчества и достижений». Тематика исследовательских работ была заявлена по направлениям:

- «2021 год – год озера Байкал в Иркутской области». В данных работах раскрываются проблемы озера, история его возникновения, отображение Байкала в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве.

- «Знаменательные даты» - работы посвящены юбилеям известных людей, городам и деревням родного края, значимым событиям.

- «Космос – это мы» - в исследовательских работах изучаются песни о космосе, направление «космизм» в изобразительном творчестве. Направление связано с празднованием 60-летия со дня первого полёта в космос человека – Юрия Алексеевича Гагарина.

- «Исследуя – познаем» - представлены работы, результаты которых могут применяться и использоваться в учебном процессе: на классных часах, театрализованных постановках, учащимися творческих объединений.

В конференции приняло участие 50 юных исследователей (из них 28 учащихся Дворца) в возрасте от 7 до 18 лет из северных регионов Иркутской области – это г. Братск, г. Железногорск-Илимск, г. Усть-Илимск, г. Тулун, г. Усть-Кут, Казачинско-Ленский р-н. Работа проходила в 6 секциях. По результатам сертификаты участников получили – 32 чел. (из них 16 учащиеся Дворца), Дипломы победителей 1,2,3 степени – 18 чел. (из них 12 учащиеся Дворца). Это хороший результат.

По итогам конференции подготовлен сборник тезисов исследовательских работ учащихся.

6. В течение 2020-21 учебного года юные исследователи Дворца приняли участие в конференциях.

Название конкурса

Ф.И. учащегося

Ф.И.О. педагога-руководителя

Результат участия

1.

Дистанционный конкурс исследовательских работ «Эмпирия»

Нечаева С.

Климкович Е.Е.

Диплом 3 степени

2.

Региональная конференция краеведческих исследовательских работ школьников «Байкальское кольцо – 2020» г. Иркутск

Дроздова Е.

Климкович Е.Е.

Диплом участника

3.

Муниципальная краеведческая конференция

«Россия прирастет Сибирью»

Дроздова Е.

Климкович Е.Е.

Диплом участника

Гипич Е.

Талыпова Т.В.

Диплом участника

4.

III Региональной научно-практической конференции «Потенциал 21 века – Шаг в Будущее» под эгидой Российской научно-социальной программы для молодежи «Шаг в будущее»

Нечаева С.

Климкович Е.Е.

Диплом участника

Дроздова Е.

Климкович Е.Е.

Диплом 3 степени

Семенкова Т.

Полякова Т.А.

Диплом участника

Гипич Е.

Талыпова Т.В.

Диплом 1 степени

Рогачева Д.

Пахоменко С.Н.

Диплом 3 степени

Давыдова В.

Набережнова М.В.

Диплом участника

Зезуля К.

Попова Н.А.

Диплом 1 степени

Горовенко П.

Попова Н.А.

Диплом участника

Цыбулина С.

Игнатенко Н.А.

Диплом участника

Баранова М.

Мутьева Е.А.

Диплом участника

5.

Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины»

Баранова М.

Мутьева Е.А.

Свидетельство участника заочного этапа

Гипич Е.

Талыпова Т.В.

Диплом победитель заочного этапа

6.

Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся «Неоткрытые тайны»

Рогачева Д.

Пахоменко С.Н.

Диплом 3 степени

Давыдова В.

Набережнова М.В.

Диплом 2 степени

Горовенко П.

Попова Н.А.

Сертификат участника

7.

XXV городская научно-практическая конференция учащихся «Юные исследователи – будущее Братска» под эгидой Российской научно-социальной программы для молодежи «Шаг в будущее»

Калинько В.

Гончаровская Н.В.

Диплом поощрительный

Новикова К.

Ткачук М.А.

Диплом участника

Рогачева Д.

Климкович Е.Е.

Диплом участника

Лукьянова Т.

Набережнова М.В.

Диплом участника

Дроздова Е.

Климкович Е.Е.

Диплом участника

Бойко Л.

Пахоменко С.Н.

Диплом участника

Харламова П.

Пахоменко С.Н.

Диплом 1 степени

8.

Российские соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор»

Гипич Е.

Талыпова Т.В.

Диплом 3 степени

Зезуля К.

Попова Н.А.

Диплом 3 степени

9.

Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее»

Дроздова Е.

Климкович Е.Е.

Свидетельство участника

10.

Региональный онлайн-фестиваль краеведческих проектных и исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь»

Байдина С.

Ковалевич О.В.

участник

Валова С.

Мутьева Е.А.

участник

11.

Региональный этап XIX Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2021» - «Близкий и далекий космос»

Рогачева Д.

Климкович Е.Е.

Свидетельство участника

Лукьянова Т.

Набережнова М.В.

Свидетельство участника

Дроздова Е.

Климкович Е.Е.

Свидетельство участника

Бойко Л.

Пахоменко С.Н.

Свидетельство участника

Харламова П.

Пахоменко С.Н.

Свидетельство участника

12.

Региональный конкурс

научно-исследовательскихработ

"Моя Иркутская область" («Моё Отечество»)

Байдина С.

Ковалевич О.В.

Диплом 2 степени

Москвина К.

Ковалевич О.В.

Диплом 1 степени

Валова С.

Мутьева Е.А.

Диплом 2 степени

Дроздова Е.

Климкович Е.Е.

Диплом 2 степени

Харламова П.

Пахоменко С.Н.

Диплом 1 степени

Зезуля К.

Попова Н.А.

Диплом 2 степени

Ляшик А.

Попова Н.А.

Диплом 1 степени

Выводы: Количество юных исследователей и руководителей ос тается стабильным. Качество содержания исследовательских работ становится выше, соответственно с ростом опыта педагогов и новыми, интересными темами работ. Все педагоги сопровождают учащихся, используя практику индивидуальных занятий, а педагоги Талыпова Т.В., Сартакова Л.Н., Макарова О.А. через консультационные часы.

В этом учебном году была продолжена форма сопровождения учащихся исследователей через организацию лагеря с дневным пребыванием на базе Дворца. Но апробированы новые формы организации мероприятий, в том числе с применением дистанционных, информационных технологий.

В 2020-21 учебном году 28 юный исследователь этого и прошлого учебных годов смогли представить свои исследовательские работы на 13 конференциях и конкурсах городского, регионального, Всероссийского уровней в очной, заочной или дистанционной формах. Большинство конференции, в которых учащиеся приняли участие, краеведческой направленности.

Всего за 2020-21 уч.г. участий в конференциях – 71, из них Победителей – 30.

В 2021-2022 учебном году планируется разработать дополнительную общеразвивающую программу «Исследовательская и проектная деятельность», в рамках данной программы рекомендовать педагогам разработать индивидуальные планы для учащихся; продолжить расширять географию участия в конкурсах и конференциях различного уровня, сохраняя количество и качество участия. Рекомендовать педагогам более тесное сотрудничество с библиотекой Дворца для повышения качества подготовки исследовательских работ учащихся.