Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Улучшаем память

Как устроена память? За счет чего что-то мы запоминаем хорошо и надолго, даже если хотели бы забыть, а что-то другое с трудом задерживается в нашей памяти? Эта статья о том, как помнить то, что мы хотим запомнить, и о том, что мешает запоминанию.

Память состоит из трех стадий. Хорошая память – это хорошее кодирование, хорошее хранение и хорошее воспроизведение. На первой стадии человек воспринимает (кодирует) в виде звуков, зрительных образов или в виде какого-то значения, смысла. На первой стадии решающим для качественного запоминания становится внимание и интерес к тому, что нужно запомнить. Другими словами, нужно максимально сосредоточиться на том, что мы хотим запомнить и больше ни на что не отвлекаться.

У кого-то лучше развито зрительное восприятие, у кого-то слуховое - узнать какое кодирование (восприятие) ведущее можно с помощью специальных тестов. Но в любом случае не лишним будет услышать, увидеть или мысленно представить, и даже записать (моторная память) то, что нужно запомнить. Все это будет способствовать лучшему запоминанию.

Внимание и интерес необходимы для кратковременной памяти. Это рабочая, оперативная память необходимая для мышления, немедленного реагирования на какую-то ситуацию или принятия решения. Но чтобы информация запомнилась надолго, т.е. перешла в стадию хранения нужно что-то большее. И это большее – это эмоциональная заряженность информации. Дело в том, что об эмоционально насыщенных ситуациях мы склонны чаще или часто задумываться, потому что они нам не безразличны. Ведь сильные эмоции как раз говорят о важности какого-то события или информации. И, как известно, то, что часто повторяется, быстрее и надежнее переносится в долговременную память.

Итак, что способствует запоминанию на продолжительное время:

1. сильные или яркие переживания;

2. многократное повторение;

3. важность, значимость произошедшего события или нужность информации.

Таким образом, любая информация подпадающая под эти три условия надолго останется в нашей памяти, хотим мы того или нет. Допустим, что нам нужно запомнить какую-то информацию, но она не удовлетворяет всем вышеперечисленным трем требованиям. Как же искусственно улучшить память и запомнить надолго то, что мы хотим запомнить?

В базе памяти любого человека есть важная или необходимая для ежедневного применения информация, которую он помнит всегда – например, адрес, где он живет, дата рождения – своя и близких, имена людей, с которыми он постоянно общается и т.д. Необходимо связать новую информацию с уже существующей при помощи наводящих вопросов, зрительных образов, ассоциаций.

Например, набор бессвязных на первый взгляд слов легче запомнить, если составить из них предложение со смыслом или небольшой рассказ, а набор незнакомых цифр – если вспомнить похожие, уже известные вам цифры (набор цифр) или произвести над ними простые арифметические операции и образовать совокупность цифр, которую легче запомнить.

Также для лучшего запоминания может помочь укрупнение - например, если вы читаете новый документ, то первым делом стоит посмотреть его главы или подзаголовки, чтобы иметь общее представление и только потом перейти к внимательному подробному чтению. После прочтения целесообразно задать себе вопросы: кто, где, когда, почему, как? Это способствует лучшей организации новой информации, а значит переносу в долговременную память.

Также информация хранится дольше и вспоминается лучше, если упорядочить ее по классам, видам, определенным признакам.

В памяти человека хранится очень много информации, но иногда мы не можем воспроизвести, вспомнить нужные нам сведения не потому что забыли, а потому что не можем ухватиться за нужный «кончик». Такое явление называется интерференция. Слишком много мыслей-воспоминаний и все не о том. В таком случае поможет детализация или наводящая информация. Надо постараться вспомнить, что еще присутствовало, имело место быть при восприятии и использовании той самой информации, которую сейчас нужно вспомнить – это могут быть звуки, запахи, зрительные картинки, определенные эмоции и т.д.

Например, если вы хотите вспомнить имя какого-то человека, сосредоточьтесь на том, в какой обстановке вас познакомили, кто там был еще, что вы делали, о чем говорили, что при этом почувствовали. В ходе социологического исследования выяснилось, что многие тридцатилетние-сорокалетние не могли вспомнить имена всех своих одноклассников, но после того как прогулялись по коридорам-классам родной школы припомнили большинство имен. Таким образом соответствующая обстановка или, как еще говорят контекст, способствует воспоминанию забытой на первый взгляд информации.

И именно поэтому определенные эмоции могут напомнить нам какие-то события в прошлом, когда мы чувствовали то же самое. И так вольно невольно, если никто и ничто не остановит поток воспоминаний, можно вспомнить все схожие события с похожими переживаниями. Главное в таком случае, чтобы эти эмоции были положительными, в противном случае надо найти в воспоминаниях хотя бы одно приятное событие, как можно четче и яснее его представить и за следующими приятными воспоминаниями дело не встанет.

Что еще поможет помешать извлечению из памяти нужной информации? Это конечно волнение и тревога. Дело в том, что оперативная память мозга в таком случае занята прокручиванием беспокойных мыслей. Например, на экзамене бывает сложно что-то вспомнить именно из-за беспокойства, страха провалить экзамен. Такие мысли не дают сосредоточиться и «выловить» из памяти нужные знания, хотя они там есть и могут вспомниться уже после экзамена. В таком случае очень важно успокоиться: либо понизить значимость результатов – «этот экзамен еще не конец света», либо при помощи самовнушения – «все будет хорошо», либо глубоко и медленно подышать в течение минуты, остановив взгляд на одной точке.

Итак, для развития памяти и лучшего запоминания нужно:

- быть предельно внимательным и заинтересованным на стадии кодирования (восприятия) информации.

- связать новую информацию с уже имеющейся, упорядочить ее, придать ей смысловое значение, чтобы информация перешла из кратковременной памяти в долговременную.

- чтобы вспомнить нужную информацию, надо припомнить контекст, в который эта информация поступала (зрительные образы, конкретные предметы, звуки, запахи, эмоции и т.д.).

Сильные и яркие эмоции помогают запоминанию (восприятию) информации, но мешают ее воспроизведению (припоминанию) - поэтому целесообразно научиться управлять своим эмоциональным состоянием.

Интернет-ресурсы


Возврат к списку