Родителям на заметку. Рекомендации психолога.

Рекомендации педагогам дополнительного образования по использованию знаний психолого-возрастных особенностей обучающихся при проведении учебных занятий

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не способен воспринимать и анализировать информацию так как взрослый, поэтому при построении занятия важно учитывать психолого-возрастные особенности детей и их способности.

Основные признаки психолого-возрастных особенностей, которые необходимо учитывать при проведении занятия с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста

1. Развитие воображения (с помощью фантазирования)
2. Развитие внимания, переключение внимания на другие предметы.
3. Развитие восприятия организация процесса внимания на разных признаках предметов, после происходит восприятие через специально организованные наблюдения.  
4. Развитие памяти, учить запоминать названия предметов, а не их абстрактные значения.
5. Развитие мышления вместе с обучающимися проводить анализ наглядного материала и готовых работ.
6. Развитие коммуникативных способностей через творческую деятельность.

Воображение
Значение воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Внимание
Внимание в этом возрасте отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у детей дошкольного младшего школьного возраста преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Восприятие
Наиболее типичной чертой восприятия обучающихся является его малая дифференцированность. Начиная со 2-го класса, у школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. В отдельных случаях восприятие приобретает характер наблюдения.
Дети в этом возрасте легко путают объемные предметы с плоскими формами, часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.
2. Следует иметь в виду и тот факт, что ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов.
3. Восприятие дошкольника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется — окраску, величину, форму и т. п. Поэтому количество и яркость образов, используемых в учебных материалах, должно быть строго регламентировано и предельно обосновано.
4. Особенности восприятия сюжетной картинки таковы: младшие школьники используют картинки как средство, облегчающее запоминание. При запоминании словесного материала на всем протяжении это возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.
5. В этом возрасте дети не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, полноценно, самостоятельно работать с наглядными пособиями.
6. Большое значение в усвоении понятий имеют специально организованные наблюдения, в основе которых лежит восприятие предмета. Рассказ ребенка, строящийся на основе ряда вопросов, задаваемых взрослым в определенном порядке, приводит к тому, что восприятие систематизируется, становится более целенаправленным и планомерным.

Мышление
В дошкольном и младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образный. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.
Формирование мышления в понятиях происходит внутри учебной деятельности через следующие способы деятельности:

  • изучают существенные признаки предметов и явлений;
  • овладевают их существенными свойствами;
  • овладевают законами их возникновения и развития.

Таким образом, важнейшей особенностью мышления, формирующегося в ходе обучения, является возникновение системы понятий, в которой ясно разделены и соотнесены друг с другом более общие и более частные понятия.

Развитие коммуникации через творческую деятельность

С возрастом происходит усиление связи интеллекта и уровня креативности, которое у школьников достигается в основном за счет вербальных составляющих интеллекта. Таким образом, единство вербальных и невербальных проявлений креативности не является исходной характеристикой, а есть результат познавательного развития обучающегося.

Достаточно тесная, хотя и не всегда однозначная, связь между различными проявлениями творческих способностей возникает только к подростковому возрасту.

Основные признаки психолого-возрастных особенностей, которые необходимо учитывать при проведении занятия с обучающимися подросткового возраста 

1. Развитие гибкости мышления и зоркостью в поисках и решениях
проблем, закладывание основ гипотетико-рассуждающего (абстрактно-логического) мышления.
2. Развитие воображения на основе самостоятельного фантазирования.
3. Повышение мотивации к учебной деятельности.
4. В старшем подростковом возрасте развитие самостоятельности при выполнении заданий.

Мышление
Не формировать абстрактное мышление у подростков, значит не научить их по-настоящему мыслить, по сути, остановить их умственное развитие.
Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения
целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития
способности к переносу опыта. Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для
этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным политическим и прочим проблемам.

Воображение
Рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.
Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким
психическим процессом, как воображение. Подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает.
В 11-12 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.
Этой потребности соответствуют и открывающиеся новые интеллектуальные возможности у обучающихся.

Мотивация
В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.
Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится появившийся интерес к вопросу "Каким я могу стать в будущем?" Именно с таких размышлений начинается перестройка мотивационной сферы, обусловленной ориентацией на будущее.

Самостоятельность на занятии.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная. В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль выполнения заданий и творческих работ. Поэтому педагогу не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.
Изменяется отношение и к отметке, похвале за хорошо выполненную работу. Похвала как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться "за отметку, похвалу", ему важны сами по себе знания, умения в значительной степени обеспечивающие будущее.
В старшем подростковом возрасте отношения между педагогами и обучающимися положительны и продуктивны тогда, когда онистроятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с педагогом ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Педагог на занятии не должен:

1. Считать себя единственным и главным источником знаний.
2. Передавать свой опыт жизни и воспитания.
3. Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем.
4. Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».

Памятка для педагогов и родителей

  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
  • Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других
  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
  • Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Возврат к списку